Расписание храма петра и павла на басманной. Церковь петра и павла на новой басманной. Церковь после революции

Храм апостолов Петра и Павла на Новой Басманной — удивительный и необычный московский храм. Архитектурный облик одного из первых барочных храмов столицы — результат творчества трех архитекторов. Строить церковь начал представитель европейского барокко Иван Петрович Зарудный, продолжил и завершил работу мастер барокко русского, Иван Фёдорович Мичурин, а позднее, апологет классицизма Карл Иванович Бланк построил колокольню. Но это еще не все. Первоначальный рисунок проекта храма, вдохновленного голландской архитектурой, принадлежит царю-реформатору Петру Первому.

Храм в честь небесного покровителя императора начали строить в 1705 году на месте деревянной церкви в Басманной Капитанской слободе. Сам государь пожертвовал 2 000 рублей на богоугодное дело, и сам же, своим указом 1714 года запретил всякое строительство из камня в Москве. Лишь в 1717 году прихожане получили отдельное разрешение достроить церковь. В 1723 году во всей красе предстал новый храм типа «восьмерик на четверике», нижний ярус украшала открытая арочная галерея, на верхнем находилось гульбище.

В 1745 году церковь восстанавливалась после пожара. Тогда же была построена пышно украшенная колокольня, соединенная открытой белокаменной лестницей с верхним ярусом храма. (В 1825 году построен крытый переход и чугунная лестница — дар уральских горнозаводчиков Демидовых).

Но самой масштабной стала реконструкция 1856—1868 годов под руководством зодчего Николая Ильича Козловского. Храм был расширен, устроены два придела: иконы Божией Матери «Утоли моя печали» и Владимирской иконы, появился новый декор в стиле необарокко.

Интересна кованая ограда XVIII столетия, перенесенная сюда из разрушенного в советские годы храма Преображения на Спасской.

Как добраться

  1. От м.Комсомольская и Казанского, Ленинградского, Ярославского вокзалов, ст. Каланчевская (Курское, Смоленское и Рижское направления): пешком 530 м.
  2. От м.Красные Ворота: пешком 500 м. или на троллейбусе № 24 и на маршрутном такси №534м до остановки «Сад имени Баумана»
  3. м. Авиамоторная и пл. Новая (Казанское и Рязанское направления): на троллейбусе № 24 и на маршрутном такси №№534м (12 остановок)

История Храма


Деревянная церковь свв. апп. Петра и Павла в Басманной Капитанской слободе была заложена в 1692 г. по прошению стольника и подполковника И.Ф.Башева. В 1695 г. деревянная церковь значилась новопостроенной и обложенной налогом со дворов Басманной слободы. К 1702 г. в приходе церкви числилось 114 дворов.

В 1705 г. были начаты работы по возведению каменного храма. Деревянная церковь во время работ еще функционировала, о дальнейшей же ее судьбе ничего не известно. Необходимо отметить, что правящий в то время император Пётр I активно способствовал основанию храмов в честь своего небесного покровителя в Азове, Брянске, Петрозаводске, Полтаве; строительство Петербурга тоже началось с закладки деревянной церкви свв.апп. Петра и Павла.

Каменная церковь свв. апп. Петра и Павла в Москве строилась по рисунку Петра I («по присланному чертежу из Ево Государева села Преображенского») на пожалованные им же 2 тыс. рублей. Примечательно, что всего Петром I было сделано восемь рисунков будущих храмов. Семь из них были выстроены в Санкт-Петербурге, и только один — в Москве (все восемь рисунков хранятся в хранилище Исаакиевского Собора Санкт-Петербурга). Отметим также, что в конце XVII — начале XVIII вв. в русской архитектуре наметились новые тенденции: особенно тесные культурные и торговые отношения сложились у России с Голландией - туда Пётр I совершил своё первое заграничное путешествие. Пётр привёз из Голландии множество идей, в том числе архитектурных. Как и Сухарева башня, прототипом которой послужила Амстердамская ратуша, храм св. апп. Петра и Павла стал воплощением одной из них.

С самого начала работа по возведению храма св. апп. Петра и Павла в Басманной слободе была поручена бригаде, состоявшей из 19 человек крепостных крестьян из Ярославской губернии. Это были «записные каменщики», то есть профессиональные строители, поставленные на государственный учёт. Помещики регулярно отпускали «каменщиков» на «государево строение». Имена некоторых из этих 19-ти: Андрея Кондратьева, Алексея Васильева, Ивана Яковлева, Конона Нефедьева, Филиппа Васильева известны из переписки с Ингерманландской канцелярией, находившейся в Петербурге. В переписке упоминаются царские указы (самый ранний датирован 26 мая 1705 г.), согласно которым «велено в Капитанской и в Новобасманной слободе, что за Мясницкими вороты, у церковного каменного строения, которую церковь строят по присланному чертежу из Государева села Преображенского, верховных Апостол Петра и Павла, быть каменщиком Ярославского уезда разных помещиков...до совершения церкви, а к иным делам от того строения тех каменщиков имать не велено...».

В 1708 г. был выдан антиминс на освящение престола в нижнем храме. Он был устроен в честь Николая Чудотворца (в именной подушной книге 1722 г. упоминается «церковь Петра и Павла, что в Капитанской и в Новобасманной слободе, под нею церковь нижняя Николая Чюдотворца, каменная»).

В 1714 г. строительство храма продолжалось. Имеется договор подряда, заключенный в мае 1714 г. священником и старостой церкви с ярославскими и костромскими крестьянами-каменщиками, которые «подрядились у той церкви построить к прежнему каменному строению в прибавок». По всей вероятности, большая часть работ в течение летнего строительного сезона была выполнена. Но дальнейшие обстоятельства не позволили завершить возведение храма.

9 октября 1714 г. Петр I издал указ о запрещении каменного строительства в Москве в связи с переносом столицы в Петербург и необходимостью его быстрой застройки. Церковь свв. апп. Петра и Павла значилась в списке московских зданий, строительство которых было приостановлено.

Через три года, в 1717 г., староста и прихожане церкви донесли в Правительствующий Сенат, что здание церкви почти достроено (не было только завершающего храм шпиля и сводов над папертями). Но поскольку каменное строительство в Москве было запрещено, они просили Сенат разрешить закончить строительство: «В прошлом 1714 году по имянному царского Величества указу и по поданной собственной Его Величества руки рисунку, велено нам... построить церковь за Месницкими вороты, за Земляным городом, что в Копитанской и Новобасманной слободе, которая и прежде в том месте была ж во имя Святых Апостол Петра и Павла, и оная церковь по оному от Его Величества рисунку, как исподняя, так и верхняя, построены, а при том несовершенно: наверху шпицер и на сторонах над папертьми не сведены своды, отчего тоя церкве конечная гибель, а по Его ж Царского Величества указу в Москве каменное строение строить запрещено, и для того и ту церковь достроить без присланного Указа от Вашего Сиятельства не дают». В ответ на просьбу в Москву был послан сенатский указ о разрешении завершить строительство: «...каменную церковь во имя Святых Апостол Петра и Павла, буде она сверх буту каменным строением зачата строить, — достроить...».

В 1719 г. здание церкви было достроено. Храм получился двухъярусным, с открытой арочной галереей в нижнем ярусе и гульбищем на верхнем. Вокруг церкви располагался погост, обнесенный оградой.

В июле 1720 г. для верхней церкви был заказан иконостас, о чем сохранилась подрядная запись. Для «резного иконостасного дела» были наняты «царевны и великой княжны Екатерины Алексеевны (сестры Петра I, к тому времени покойной) рещик Трофим Романов сын Жерин и оброчный крестьянин Колязина монастыря рещик Андрей Гаврилов сын Ушаков». Они обязались «построить в той церкве столярное и резное иконостасное дело по означенному своему рисунку, а имянно: царские двери и сень резные травные, да вместо столбов фрувты резные...». Также выполнить резные кронштейны и карнизы в «праздничном поясу, а в апостольском поясу и в пророческом также вместо столбов резьба..., а сверх тех поясов — распятие и с пристоящими, резные в трех лицах в таком же столярстве», и, кроме того, устроить резные клиросы и амвон.

В мае 1737 г. церковь пострадала в результате одного из опустошительных пожаров Москвы, которые были страшным и постоянным бедствием для жителей города с деревянной застройкой. На этот раз сгорело более 11 монастырей, 102 церкви, более 2,5 тысяч обывательских дворов, свыше 486 лавок. Церковь свв. апп. Петра и Павла пострадала меньше других святынь: на колокольне сгорели перила, рундук и лестницы, выгорела деревянная ограда вокруг церкви. После восстановительных работ к середине XVIII в. в Новобасманной слободе сложился архитектурный комплекс, состоящий из храма и колокольни, увенчанных шпилями и соединенных открытой белокаменной лестницей, ведущей в верхний храм и на второй ярус колокольни.

В 1770 г. священник Алексей Иоаннов с приходскими людьми и вкладчиками обратились с прошением в Правительствующий Синод об устройстве придела. Они жаловались, что в зимнее время в верхней церкви свв. апп. Петра и Павла «ранние службы с немалым трудом исправляются, а за морозами и вьюгой редко и бывают». «Для исправления в зимнее время ранних служб» они просили устроить придел в паперти при нижней церкви свт. Николая. Благочинный Сретенского сорока, Троицкой церкви иерей Иоанн Игнатьев и церкви Спасской, что в Пушкарях, иерей Стефан Васильев освидетельствовали место для нового придела «не будет ли в той паперти утеснения и темноты» и нашли его удобным. После чего архиепископ Амвросий дал разрешение построить в нижнем храме новый придел во имя Рождества Пресвятые Богородицы. Он был устроен южнее церкви Святителя и Чудотворца Николая, у западных дверей. При этом предполагалось для лучшего освещения «сделать вновь окно и против оного светлую дверь». В 1772 г. новый придел Рождества Пресвятые Богородицы был освящён архимандритом Сретенского монастыря Никоном.

Территория, на которой стояла церковь св. апп. Петра и Павла, сохраняла древнюю слободскую структуру и была занята сильно вытянутыми строительными кварталами, разделенными переулками, параллельными Новой Басманной улице. Квартал, в котором была расположена церковь, делился продольным переулком на две части. К 1770-м гг. продольный переулок вошел в состав обывательских дворов и оставался на церковной земле как проезд по погосту. Территория церкви с погостом и причтовыми дворами уже тогда находилась в границах современных номеров 11 по Новой Басманной улице и 6 по Рязанскому переулку. Пять дворов причта церкви (священника, диакона, дьячка, пономаря и просвирницы) представляли собой участки, вытянутые от церковного погоста к переулку. Деревянные жилые дома были ориентированы главными торцовыми фасадами в сторону церкви. В глубине дворов располагались деревянные хозяйственные постройки и сады.

Согласно «клировой ведомости» за 1775 г. - отчетной ведомости, ежегодно посылаемой священником в Духовную Консисторию - всего в Петропавловском приходе Сретенского сорока проживало 391 человек мужского пола и такое же количество женского. Среди прихожан, подписавших ведомость, числились именитые граждане: «вдовствующая графиня Екатерина Ивановна Шувалова, генерал-аншеф Василий Иванович Чулков, вдовствующая генеральша Марфа Васильевна Балк, бригадир князь Владимир Борисович Голицын, полковник Алексей Андреевич Думашев». Некоторые из них: А. И. Ширяева, М. В. Балк, С А. Демидова, Е. С. Гендрикова, Е. И. Шувалова, — имели свои домовые церкви, состоящие в приходе церкви свв. апп. Петра и Павла.

В 1812 г. во время наполеоновского нашествия из 300 московских церквей пострадало от пожара более половины. Церковь свв. апп. Петра и Павла на Новой Басманной была разграблена и числилась среди обгоревших. У Красных ворот французы устроили из церковных образов мишень для стрельбы. Неприятелем были сожжены расположенные на церковной земле деревянные дома священника и диакона. В 1813 г. в числе других 15 московских храмов Петропавловская церковь получила 1500 рублей из средств, пожертвованных костромским дворянством «на поправку церквей неприятелем разоренных». Деньги были использованы «для починки крыши на трапезе и колокольне, а также лестницы, ведущей в верхнюю церковь».

После пожара 1812 г. по «прожектированному» плану города Москвы местность подлежала градостроительному регулированию. Современный Басманный переулок предполагалось «спрямить», урезав церковную территорию. Урегулирование переулков ограничилось частичным выравниванием красных линий. С этого времени и по 1917 г. границы церковного владения оставались неизменными.

В 1825 г. назрела необходимость в ремонте «пришедшей в ветхость от времени и мокроты» открытой белокаменной лестницы (начало XVIII в.), ведущей в верхний ярус церкви. Был выстроен крытый переход между церковью и колокольней, вместо каменной лестницы была устроена чугунная.

В 1842 г. в нижней церкви свт. Николая по проекту архитектора Степана Петровича Мельникова вместо пришедшего в ветхость старого иконостаса, выполненного в стиле барокко начала XVIII в., был построен новый иконостас. Одновременно была возобновлена стенная живопись в нижней церкви: «полинялые» от времени лики покрыли новыми красками.

Здание церкви очень страдало от сырости. Пришлось вновь начать строительные работы. Именно они (1856—1868 гг.) стали значительным этапом в формировании существующего ныне облика храма. По инициативе старосты церкви, потомственного почетного гражданина Сергея Дмитриевича Ширяева и на пожертвования прихожанина храма - московского купца 3-й гильдии Андрея Афанасьевича Залогина начались работы по перестройке здания. Она продолжалась 12 лет и производилась под присмотром архитектора Николая Ильича Козловского. Прежде всего, нужно было расширить храм: старые стены галерей были полностью разобраны и сложены на новых местах. При этом галереи, по габаритам превосходящие прежние, были продолжены, окружив алтарь, и включали в себя устроенную прежде крытую лестницу. Новые фасады выстроили с сохранением первоначальной стилистики петровского времени. Во вновь построенных помещениях были устроены два придела: на южной стороне — в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали», на северной — в честь иконы Божией Матери «Владимирская». Были отремонтированы печи, оконные рамы, сделан ремонт колокольни, а в 1868 г. — и «наружной стороны» церкви.

В архиве сохранилось дело о награждении купца Залогина золотой медалью на Владимирской ленте. Кроме 11000 рублей серебром на обновление трёх иконостасов он пожертвовал ещё 11000 рублей серебром на другие нужды храма: переборку галерейных стен, устройство нового пола, новых печей и «росписание» стен, что составляло половину всей суммы, израсходованной на ремонт храма. В результате реконструкции храм приобрел тот облик, который можно увидеть на фотографиях второй половины XIX — первой половины XX вв. Он превратился в один из самых благолепно устроенных храмов Москвы, а его настоятель Пётр Матвеевич Терновский встал во главе Петропавловского благочиния Сретенского сорока. На объединенных участках диакона и дьячка были выстроены здания кирпичной церковной богадельни и деревянных сараев и погребов.

В 1897 году в нижнем этаже колокольни было устроено помещение «для поставления покойников, приносимых родными их, Петропавловского прихода прихожанами на время после смерти до отпевания и погребения». При этом окно, выходящее на Новую Басманную, предполагалось перестроить в дверь «без всяких изменений в размере и форме».

Новая власть, установленная в России в результате революции 1917 г., лишила религиозные организации юридических и гражданских прав. Законодательные акты Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета (ВЦИК) и Совета Народных Комиссаров (Совнаркома) были направлены на уничтожение Русской Православной Церкви. В соответствии с постановлениями советской власти храмовые здания стали считаться собственностью государства и могли быть переданы в пользование религиозной общине — группе верующих, зарегистрированной в органах местной власти. Однако подлежали конфискации в пользу государства объекты церковной недвижимости: жилые дома, торговые помещения, здания богаделен, школ, приютов и больниц, содержавшихся в основном за счет приходов и их благотворительных учреждений.

23 января 1919 г. был заключён договор (второй по счету) православной общины при храме свв. апп. Петра и Павла с Моссоветом, согласно которому община верующих принимала в бессрочное бесплатное пользование 2-этажное здание самой церкви с богослужебными предметами по особой описи. Одновременно храму передавались иконы и церковная утварь из упраздненных домовых церквей: из дома князя Голицына, из гимназии Мансбах и несколько икон из Рязанского парка электрического трамвая. Позднее храму было также передано по описи имущество упраздненной церкви св. Ианнуария в бывшем Запасном дворце (иконы, евангелия, кресты).

После революции в крипте храме Петра и Павла на Новой Басманной некоторое время продолжала свою работу Московская Духовная Академия, которая так и называлась: «Подколокольная академия». Некоторые московские священники носили значок кандидата богословия, полученный именно там. Таких кандидатов богословия «подколокольной» Духовной Академии в Москве было несколько человек. Ректором ее был епископ Варфоломей (Ремов).

В 1921 г. Петропавловский храм был ограблен. Похищены лампады, напрестольные кресты, дарохранительницы. Это событие явилось поводом для придирок к верующим. В конце 1923 г. Административный отдел Моссовета расторгнул с церковно-приходским советом договор под тем предлогом, что община недостаточно хорошо заботилась о сохранности переданного храму имущества. Истинной же причиной расторжения договора стала поддержка верующими патриарха Тихона и их отказ признать обновленческую церковь. В январе 1924 г. храм свв. апп. Петра и Павла передали обновленцам. В конце января 1924 г. так называемая «тихоновская» группа обратилась в Наркомат Юстиции с жалобой. В письме говорилось, что «мы все добываем себе хлеб упорным трудом, большинство из нашей группы — простые рабочие физического труда. Группа отказывается признать обновленческое движение, а желает молиться по-старому». Моссовет принял решение передать нижний храм обновленцам, а верхний — «староцерковникам». Только летом 1924 г. служба в верхнем храме свв. апп. Петра и Павла возобновилась. Впоследствии власти предприняли две попытки закрыть церковь. В ноябре 1929 г. — в числе 15 церквей — для использования здания под склады хлеба. Но тогда Президиум ВЦИК постановил: «воздержаться от закрытия...». И в 1932 г. — для передачи храмового помещения Музею охраны труда. Но и тогда церковь не закрыли.

Храм закрыли в 1935 г. постановлением Президиума Моссовета от 11 марта. Здание церкви передавалось Управлению Московской областной милиции для склада военно-хозяйственного имущества. На храмовой территории был выстроен деревянный барак завода «Геодезия», а в 1940 г. — детский сад. В 1949 г. церковная богадельня была надстроена двумя этажами. В здании разместились квартиры служащих Железнодорожного райисполкома и службы сооружений Метрополитена. В 1959 году по решению Моссовета здание храма передано ВНИИ «Геофизика». Пространство верхнего, Петропавловского и нижнего, Никольского храмов было разделено на маленькие кабинеты, где размещались рабочие места сотрудников ВНИИ.

В 1992 г. распоряжением Правительства Москвы (№1189-РП от 15.05.1992) храм св. апп. Петра и Павла возвращен верующим. Малое освящение состоялось на праздник Богоявления, 19 декабря 1994 г. Первый престольный праздник отмечен в том же году.

В 2000 г. к храму свв. апп. Петра и Павла в Новой Басманной слободе был приписан построенный небольшой деревянный храм-часовня во имя св. ап. и евангелиста Луки в пос. Купавне, находящийся рядом с военно-морским госпиталем. Освящение храма малым иерейским чином состоялось на праздник Покрова Пресвятой Богородицы 14 октября 2000 г. В 2014 году храм-часовня св. ап. Луки в пос. Купавна был отделен в самостоятельный приход.

В настоящее время в храме продолжаются реставрационно-восстановительные работы.

Шпиль этой церкви хорошо виден издалека: из-за него она настолько не похожа на традиционный православный храм, что её без труда можно принять за лютеранскую кирху, перенесённую в Москву из Голландии или Германии. Но если знать, кто именно придал ей такой необычный облик, то появление западноевропейских мотивов становится понятным и логичным.

Во второй половине XVII века район Новой Басманной улицы был заселён офицерами иноземных полков, отчего и получил название Капитанской слободы. Так как большая часть её жителей исповедовала католичество и протестантство, то нужды в православном храме долгое время не было. Деревянную церковь построили лишь в 1692–1695 годах, однако просуществовала она очень недолго: уже в 1705 году начались работы по возведению каменного здания. Возможно, иноземное происхождение жителей косвенно способствовало формированию необычного для России вида нового храма. Но решающее значение оказал следующий факт: на строительство обратил внимание Пётр I, ездивший через Новую Басманную улицу в Немецкую слободу.

Считается, что царь лично создал чертёж нового храма, освящённого в честь его святого покровителя, а также пожертвовал на строительство 2000 рублей из своих личных средств, что было зафиксировано в документах того времени. Воплощением царской воли в жизнь занимался архитектор И.П. Зарудный. Храм получил вертикальную структуру, усиленную за счёт использования шпиля, а также симметричность основной части – его западный притвор и алтарная апсида на втором ярусе одинаковы по объёму. Декор фасадов достаточно скромен, верхний храм окружён гульбищем, галерея нижнего храма ранее была открытой.

Нижняя церковь во имя святых апостолов Петра и Павла освящёна в 1708 году, а верхняя, во имя святого Николая Чудотворца, лишь в 1723 году – задержка была вызвана приостановкой каменного строительства в Москве. Завершал работы архитектор И.Ф. Мичурин. Впоследствии Петропавловский храм оказался вверху, а Никольский – внизу. Колокольни при церкви изначально не было, так как звонница располагалась прямо на куполе. Но в 1745 году по проекту архитектора К.И. Бланка с запада от храма была выстроена четырёхярусная колокольня, получившая более богатый декор, нежели сама церковь.

С востока от храма расположена ограда с железными решётками в виде изгибающихся стеблей растений. Однако на этом месте она появилась лишь 50 лет назад – до этого её можно было увидеть на Большой Спасской улице, вокруг церкви Спаса Преображения в Спасской слободе. После сноса последней в 1937 году решётки были сохранены, а в 1960-х годах перенесены на Новую Басманную. Ещё одним «перенесённым» объектом является фрагмент надгробия XIX века, который оказался вмонтирован в уличный бордюр напротив входа в церковь.

После революции храм перешёл в руки обновленцев, занимавших враждебную позицию по отношению к патриарху Тихону, а в 1934 году службы в нём прекратились. Здание использовалось сначала как милицейский склад, потом его занял ВНИИ «Геофизика», в результате чего историческая планировка была утрачена, пространство церкви оказалось разгорожено на рабочие кабинеты, внутреннее убранство уничтожено (сохранилась лишь чугунная лестница между нижней и верхней церквями). Внешне, однако, храм был отреставрирован в 1960-х годах, причём ему вернули шпиль и некоторые другие детали, утраченные в XIX веке. В 1992 году здание храма передано общине верующих, через два года в нём возобновлены богослужения. Реставрация продолжается и сегодня, доступ в верхний храм пока закрыт. В 2008 году в частной коллекции была обнаружена храмовая икона апостолов Петра и Павла, датируемая началом XVIII века, с живописным изображением церкви на Новой Басманной. В 2010 году, после реставрации, образ вновь занял своё место в храме.

Церковь Петра и Павла на Новой Басманной "под звоном"[охранная доска]

Новая Басманная ул., 11

"Документально известна с 1695 г., когда значится "новопостроенной". "В конце XVII в. была построена деревянная церковь, замененная в 1708-1713 гг. каменной, сооруженной архитектором И. П. Зарудным "по именному царского величества Петра I указу и по данному собственной его величества руки рисунку" (чертежу)".

"Сооружена по прошению стольника Ивана Федоровича Басова прихожанами, 2000 рублей пожаловано Петром I. Обновлена в 1856 г.".

"Деревянная церковь Петра и Павла в Капитанской слободе начала строиться в 1692 г. Каменная начала строиться с 1705 г., 31 августа 1708 г. выдан антиминс на престол Петра и Павла, вероятно, помещавшийся тогда внизу. Верхний храм стали сооружать в 1714, но из-за указа о запрещении каменного строительства он был освящен лишь в 1723 - о чем имелась надпись на кивории верхней Петропавловской церкви. Внутри нее сохранялся барочный иконостас 1723 г. Возможно, что зодчим был И. Зарудный. Нынешняя колокольня 1745-1746 гг. В 1772 г. в правой стороне нижней паперти освящен теплый придел Рождества Богородицы, впоследствии упраздненный. В середине XIX в. все пространство под верхней ходовой папертью включено в нижний храм св. Николая, при котором освящены 23 ноября 1856 г. приделы иконы Богоматери "Утоли моя печали" на средства Залогина и Владимирской богоматери на средства Ширяева. Тогда же были переменены верхи храма и колокольни".

Ограда XVIII в. перенесена в 1966 г. от разрушенной ц. Спаса Преображения в Спасской[охранная доска] .

"17 июля 1891 г. скончался на 82 году Сергей Дмитриевич Ширяев, бывший московским городским головой. Он 35 лет состоял церковным старостой храма Петра и Павла на Н. Басманной. При нем церковь была расширена, для причта куплены дома. Покойный за свои труды для церкви не желал земных наград - да воздаст ему Господь Своею великою милостию".

Потом внутри размещался склад, а на галерее - торговые ларьки. С 1970-х гг. здесь располагался Всесоюзный научно-исследовательский институт геофизических методов исследования (НИИ "Геофизика"). Сделаны перекрытия для дополнительных этажей. В 1960-е гг. здание реставрировалось, причем завершение и шпиль поставили новые, в "голландском вкусе". С тех пор ремонт долго не производился и храм пришел в сильно обветшавший вид. Кресты сломаны. Здание стоит на государственной охране под № 150. К 1990 г. главный храм вновь внешне вычинен. У входа в церковь в бордюр улицы кощунственно вставлен кусок старой надгробной плиты.

"В 1992 г. храм возвращен верующим". Малое освящение состоялось на Богоявление 1994 г. "Первый престольный праздник отмечен в том же году".

Церковь Петра и Павла на Новой Басманной улице была построена в 1705-1728 годах, на месте деревянного храма, сооружённого на этом месте в 1695 году. Строительство церкви началось архитектором И.П. Зарудным по указу Петра I и «по данному собственной его величества руки рисунку», но было приостановлено на несколько лет из-за указа 1714 года «О запрещении каменного строительства в Москве». Завершено уже было под руководством архитектора И.Ф. Мичурина. В 1745-1746 годах по проекту архитектора К.И. Бланка с запада по оси с храмом была возведена колокольня.

Церковь принадлежит к немногочисленной в Москве группе памятников раннего барокко, тяготеющего к западноевропейским формам. Монументальную представительность объёмов церкви подчёркивало лаконичное декоративное оформление. Фасады украшали лишь профилированные белокаменные карнизы и пилястры. Частично сохранившиеся на фасадах рустованные угловые пилястры и плоские штукатурные наличники, выполненные в необарочных формах, относятся ко времени обновления здания в середине 19 века. Тогда же в 1856 году нижний ярус галереи был приспособлен для размещения 2 приделов (иконы Богоматери «Утоли моя печали» и иконы Владимирской Богоматери) и перестроен переход между храмом и колокольней.

Колокольня церкви Петра и Павла — одно из самых ярких в Москве произведений барокко, выделяющееся среди одновременных сооружений динамичным силуэтом и насыщенной ордерной декорацией. Почти скульптурная пластика архитектурного декора колокольни отчётливо противопоставлена лаконичным формам храма, создавая чрезвычайно эффектную по своей художественной выразительности композицию.
В притворе верхней церкви сохранились настенные росписи рубежа 18-19 веков, выполненные на темы Апокалипсиса. В переходе между храмом и колокольней находится чугунная лестница, ведущая на верхний ярус здания. С восточной стороны, на углу участка, сохранилась белокаменная ограда с замечательной кованой решёткой в стиле барокко, выполненной в середине 18 века для церкви Спаса на Большой Спасской улице (церковь, к сожалению, не сохранилась) и перенесённой сюда в 1966 году.

После 1922 года церковь была захвачена обновленцами, а в 1931 году, после закрытия Храма Христа Спасителя, здесь обосновался со своей «Богословской академией» их лидер А.И. Введенский. Церковь была закрыта в 1934-1994 годах. В ней размещались склад и различные учреждения.

Частичная реставрация проведена в 1960-х и 1990-х годах. В 1992 году церковь была возвращена русской православной церкви. Престолы: апп. Петра и Павла, свт. Николая Чудотворца, иконы Божией Матери «Утоли моя печали», Владимирской иконы Божией Матери. При храме действует воскресная школа, работает церковная лавка.

В 2009г. московские власти решили передать в безвозмездное пользование храму святых апостолов Петра и Павла в Новой Басманной слободе здание бывшей богадельни по адресу Рязанский переулок, 6. Передача здания осуществляется в соответствии с федеральным законом, распоряжением мэра Москвы "Об упорядочении передачи объектов недвижимости религиозным организациям Русской Православной Церкви и других конфессий", также с учетом исторической принадлежности здания к Московской Патриархии".

Информация c сайтов http://virtour.ru/allpano.php?id=128&gallery=1, http://pravoslavie.ru/news/32370.htm



Церковь Петра и Павла построена в 1705-28 гг. на месте деревянного храма 1695 г. постройки. Строительство церкви в стиле раннего барокко началось архитектором И.П. Зарудным по указу и рисунку Петра I, но было приостановлено на несколько лет из-за указа 1714 г. о запрещении каменного строительства в Москве. Завершал строительство архитектор И.Ф. Мичурин.

Поднятое на высоком подклете, окружённом с трёх сторон открытой галереей, здание представляет собой храм типа восьмерик на четверике с симметрично примыкающими к нему с востока и запада равновеликими трапециевидными в плане апсидой и притвором. Боковые фасады четверика завершены крупными полуциркульными люнетами. Крупный восьмерик перекрыт сомкнутым сводом, несущим гранёный барабан, увенчанный невысоким шпилем. Храм - двухэтажный. В нижнем этаже приделы Николая Чудотворца, а также в честь икон Божией Матери «Утоли моя печали» и Владимирской. На втором этаже - действующая церковь в честь святых апостолов Петра и Павла.

В 1745 г. по проекту архитектора К.И. Бланка с запада по оси с храмом была возведена колокольня в стиле зрелого барокко. Четырехъярусная колокольня выделяется насыщенным применением ордерной системы. Её нижний ярус с широким обходом по верху несёт 3 уменьшающихся по объёму яруса, завершённых главой на гранёном барабане. Нижний ярус обработан рустовкой, верхние - колонными тосканскими портиками, поддерживающими широкие, раскрепованные антаблементы с белокаменными карнизами. Ограда храма с кованой решёткой в стиле барокко, выполненная в 1774 г. для другой церкви и перенесенная на нынешнее место в 1966 г.