Журнал операций номер 9 по санкционированию отменили. Порядок ведения учета санкционирования расходов бюджета. Утвержденный объем обеспечения

Одним из обязательных требований, которые должны соблюдаться участниками бюджетных правоотношений, является санкционирование расходов. Основной задачей процедуры санкционирования расходов является контроль использования денежных средств, выделенных из бюджета Российской Федерации. Об особенностях отражения бюджетным учреждением на счетах бухгалтерского учета операций по санкционированию расходов и пойдет речь в статье.

Прежде чем говорить о том, как в учете бюджетного учреждения отражаются операции по санкционированию расходов, рассмотрим общие положения по организации санкционирования расходов для всех государственных (муниципальных) учреждений, которые, исходя из пункта 1статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации, могут быть бюджетными, автономными и казенными. Но сначала отметим, что под санкционированием расходов понимается соблюдение обязательных, последовательно осуществляемых процедур по доведению показателей бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств, сметных назначений и принятых обязательств.

В соответствии с положениями пункта 5 статьи 267.1 и пункта 5 статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) под санкционированием операций понимается совершение разрешительной надписи после проверки документов, представленных в целях осуществления финансовых операций, на их наличие и (или) на соответствие указанной в них информации требованиям бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения. В Письме Минэкономразвития России N Д28и-3210 отмечено, для санкционирования оплаты денежных обязательств по государственным (муниципальным) контрактам дополнительно осуществляется проверка на соответствие сведений о государственном (муниципальном) контракте в реестре контрактов, предусмотренном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, и сведений о принятом на учет бюджетном обязательстве по государственному (муниципальному) контракту условиям данного контракта. Статьей 219 БК РФ также предусмотрена обязанность финансового органа муниципального образования установить порядок санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств местного бюджета в соответствии с положениями БК РФ. Таким образом, положения о порядке осуществления вышеуказанной дополнительной проверки, в том числе основания для отказа в санкционировании оплаты денежного обязательства по контракту, должны быть предусмотрены Порядком санкционирования, о чем сказано в Письме Минфина России N 02-03-10/34010. Финансовым органом муниципального образования в Порядке санкционирования может быть предусмотрено осуществление проверки на соответствие информации, содержащейся в муниципальном контракте, сведениям об обязательстве, возникшем на основании данного муниципального контракта, поставленном на учет в финансовом органе муниципального образования, и сведениям о муниципальном контракте, размещенным в реестре контрактов, при наличии таких сведений в указанном реестре.

Итак, обратимся к Единому плану счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению, утвержденным Приказом Минфина России N 157н (далее - Инструкция N 157н).

Пунктом 308 Инструкции N 157н установлено, что счета раздела VI "Санкционирование расходов экономического субъекта" предназначены для ведения учета учреждениями, финансовыми органами, органами Федерального казначейства (в части кассового исполнения федерального бюджета) показателей бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств, прогнозных показателей по доходам, поступлениям источников финансирования дефицита бюджета, сумм, утвержденных планом финансово-хозяйственной деятельности бюджетного (автономного) учреждения показателей по доходам (поступлениям) и расходам (выплатам) (далее - сметные (плановые, прогнозные) назначения соответственно по доходам (поступлениям), расходам (выплатам), а также для ведения учета учреждениями, органами Федерального казначейства принимаемых, принятых (отложенных) учреждениями обязательств (денежных (авансовых) обязательств) (далее при совместном упоминании - обязательства). Объекты учета раздела VI Инструкции N 157н учитываются по аналитическим группам синтетического счета объектов учета, формируемых по финансовым периодам:

10 "Санкционирование по текущему финансовому году";
20 "Санкционирование по первому году, следующему за текущим (очередным финансовым годом)";
30 "Санкционирование по второму году, следующему за текущим (первым годом, следующим за очередным)";
40 "Санкционирование по второму году, следующему за очередным";
90 "Санкционирование на иные очередные года (за пределами планового периода)".

В силу пункта 310Инструкции N 157н операции по санкционированию обязательств принимаемых, принятых в текущем финансовом году учреждением, формируются с учетом принимаемых, принятых и неисполненных обязательств прошлых лет. Обратите внимание, что эта норма применяется при формировании учетной политики, начиная с 2017 года, что следует из пункта 8 Приказа Минфина России N 209н "О внесении изменений в некоторые приказы Министерства финансов Российской Федерации в целях совершенствования бюджетного (бухгалтерского) учета и отчетности".

В случае утверждения финансовым органом главным распорядителям бюджетных средств, главным администраторам источников финансирования дефицита бюджета бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств по укрупненным кодам бюджетной классификации, их детализация по соответствующим кодам бюджетной классификации осуществляется этими финансовыми органами с отражением оборотов по дебету и кредиту соответствующего аналитического счета санкционирования расходов бюджета. Порядок внесения изменений в операции по санкционированию расходов определен пунктом 311 Инструкции N 157н, согласно которому изменения отражаются в бухгалтерском учете корреспонденциями на соответствующих счетах санкционирования расходов экономического субъекта, предусмотренных Инструкцией N 157н и соответствующей по типу учреждения Инструкцией по применению Плана счетов: - при утверждении увеличения показателей - со знаком "плюс"; - при утверждении уменьшения показателей - со знаком "минус".

По завершении текущего финансового года показатели (остатки) по соответствующим аналитическим счетам учета бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств, исполненных денежных обязательств и утвержденных сметных (плановых, прогнозных) назначений по доходам (поступлениям), расходам (выплатам) текущего финансового года на следующий год не переносятся (пункт 312 Инструкции N 157н). Показатели (остатки) обязательств текущего финансового года (за исключением исполненных денежных обязательств), сформированные по результатам отчетного финансового года, подлежат перерегистрации в году, следующим за отчетным финансовым годом.

Показатели (остатки) по счетам санкционирования расходов, сформированные в отчетном финансовом году за первый, второй годы, следующие за текущим (очередным) финансовым годом (далее - показатели по санкционированию), подлежат переносу на аналитические счета санкционирования расходов соответственно:

Показатели по санкционированию первого года, следующего за текущим (очередного финансового года), - на счета санкционирования текущего финансового года;
показатели по санкционированию второго года, следующего за текущим (первого года, следующего за отчетным), - на счета санкционирования первого года, следующего за текущим (очередного финансового года);
показатели по санкционированию второго года, следующего за очередным, - на счета санкционирования второго года, следующего за текущим (первого года, следующего за очередным).

Перенос показателей по санкционированию осуществляется в первый рабочий день текущего года. В результате произведенных операций переноса показателей по санкционированию данные аналитических счетов санкционирования расходов бюджета второго года, следующего за очередным, содержащие в 22 разряде номера счета код аналитического учета "4", в части бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств, обнуляются. До принятия закона (решения) о бюджете на очередной финансовый год и плановый период и до утверждения в соответствии с ним главным распорядителям расходов бюджета, главным администраторам источников финансирования дефицита бюджета бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств, операции на соответствующих аналитических счетах санкционирования расходов бюджета второго года, следующего за очередным, не отражаются. В соответствии с пунктом 313 Инструкции N 157н аналитический учет операций по доведению показателей бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств, утвержденных сметных (плановых, прогнозных) назначений и обязательств, осуществляется бюджетными учреждениями на соответствующих счетах раздела VI Инструкции N 157н в разрезе подведомственных им структурных подразделений (филиалов), в том числе, не являющихся юридическими лицами.

Операции по санкционированию расходов учреждений отражаются в Журнале по прочим операциям на основании первичных документов (учетных документов). Формы первичных документов устанавливаются финансовым органом соответствующего бюджета.

Формы первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемые органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями и Методические указания по их применению, утверждены Приказом Минфина России N 52н.

Далее поговорим о том, что понимается под санкционированием расходов при отражении операций на счетах бухгалтерского учета в соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной Приказом Минфина России N 174н (далее - Инструкция N 174н).

Итак, Инструкцией N 174н предусмотрен раздел 5 "Санкционирование расходов", счета которого предназначены для обобщения информации о ходе исполнения бюджетным учреждением утвержденных планом финансово-хозяйственной деятельности назначений (далее - плановые назначения), в том числе по принятию и (или) исполнению учреждением обязательств на текущий (очередной; первый год, следующий за очередным; второй год, следующий за очередным; иные очередные годы (за пределами планового периода) финансовый год.

Разделом 5 Инструкции N 174н определены синтетические счета, используемые учреждениями для отражения в бухгалтерском учете показателей по санкционированию расходов. Такими счетами являются:

0 502 00 000 "Обязательства" - для обобщения информации о принятых (принимаемых) бюджетным учреждением обязательствах (денежных обязательствах) на соответствующий финансовый год. Учет ведется на следующих группировочных счетах: в разрезе финансовых периодов:

0 502 10 000 "Обязательства на текущий финансовый год";
- 0 502 20 000 "Обязательства на первый год, следующий за текущим (на очередной финансовый год)";
- 0 502 30 000 "Обязательства на второй год, следующий за текущим (на первый год, следующий за очередным)";
- 0 502 40 000 "Обязательства на второй год, следующий за очередным";
- 0 502 90 000 "Обязательства на иные очередные годы (за пределами планового периода)"; в разрезе объектов учета:
- 0 502 01 000 "Принятые обязательства";
- 0 502 02 000 "Принятые денежные обязательства";
- 0 502 07 000 "Принимаемые обязательства";
- 0 502 09 000 "Отложенные обязательства".

Аналитический учет обязательств ведется в Журнале регистрации обязательств в разрезе видов расходов (выплат), предусмотренных сметой (планом финансово-хозяйственной деятельности) учреждения. Аналитический учет обязательств ведется органом Федерального казначейства в Журнале по прочим операциям в разрезе видов расходов (выплат), на что указывает пункт 320 Инструкции N 157н.

0 504 00 000 "Сметные (плановые, прогнозные) назначения" - для обобщения информации об исполнении учреждением плановых назначений отражается в соответствии с объектом учета и экономическим содержанием хозяйственной операции на соответствующих счетах аналитического учета счета 0 504 00 000 "Сметные (плановые, прогнозные) назначения", содержащих в 24 - 26 разрядах номера счета соответствующий код КОСГУ в разрезе финансовых периодов (пункт 168 Инструкции 174н):

0 504 10 000 "Сметные (плановые, прогнозные) назначения текущего финансового года";
- 0 504 20 000 "Сметные (плановые, прогнозные) назначения на первый год, следующий за текущим (на очередной финансовый год)";
- 0 504 30 000 "Сметные (плановые, прогнозные) назначения на второй год, следующий за текущим (на первый год, следующий за очередным)";
- 0 504 40 000 "Сметные (плановые, прогнозные) назначения на второй год, следующий за очередным";
- 0 504 90 000 "Сметные (плановые, прогнозные) назначения на иные очередные годы (за пределами планового периода".

Аналитический учет операций по счету 0 504 00 000 ведется учреждением в Карточке учета сметных (плановых) назначений по соответствующим счетам Плана счетов бюджетного учреждения (пункт 170 Инструкции N 174н).

0 506 00 000 "Право на принятие обязательств" - для обобщения информации об объеме права бюджетного учреждения на принятие в пределах утвержденных планом финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения на соответствующий год обязательств отражается в соответствии с объектом учета и экономическим содержанием хозяйственной операции на соответствующих счетах аналитического учета счета 0 506 00 000, содержащих в 24 - 26 разрядах номера счета соответствующий код КОСГУ, в разрезе финансовых периодов (пункт 172Инструкции N 174н):

0 506 10 000 "Право на принятие обязательств на текущий финансовый год";
- 0 506 20 000 "Право на принятие обязательств на первый год, следующий за текущим (на очередной финансовый год)";
- 0 506 30 000 "Право на принятие обязательств на второй год, следующий за текущим (на первый год, следующий за очередным)";
- 0 506 40 000 "Право на принятие обязательств на второй год, следующий за очередным";
- 0 506 90 000 "Право на принятие обязательств на иные очередные годы (за пределами планового периода)".

Корреспонденция счетов по отражению в учете бюджетного учреждения прав на принятие обязательств установлена пунктом 174 Инструкции N 174н.

507 00 000 "Утвержденный объем финансового обеспечения" - для обобщения информации о сумме денежных средств, предусмотренных в пределах плановых назначений по доходам (поступлениям), утвержденных планом финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения к поступлению в соответствующем финансовом году, отражается в соответствии с объектом учета и экономическим содержанием хозяйственной операции (доходов, привлечений) на соответствующих счетах аналитического учета счета 0 507 00 000 "Утвержденный объем финансового обеспечения", содержащих в 24 - 26 разрядах номера счета соответствующий код КОСГУ, в разрезе финансовых периодов (пункт 175Инструкции N 174н):

0 507 10 000 "Утвержденный объем финансового обеспечения на текущий финансовый год";
- 0 507 20 000 "Утвержденный объем финансового обеспечения на первый год, следующий за текущим (на очередной финансовый год)";
- 0 507 30 000 "Утвержденный объем финансового обеспечения на второй год, следующий за текущим (на первый, следующий за очередным)";
- 0 507 40 000 "Утвержденный объем финансового обеспечения на второй год, следующий за очередным";
- 0 507 90 000 "Утвержденный объем финансового обеспечения на иные очередные годы (за пределами планового периода)".

Аналитический учет по счету ведется в разрезе видов (кодов, при их наличии) доходов (поступлений), в структуре, предусмотренной утвержденным на соответствующие финансовые годы планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения, законом (решением) о бюджете (пункт 329 Инструкции N 157н).

0 508 00 000 "Получено финансового обеспечения" - для обобщения информации о суммах финансовых обеспечений (доходов (поступлений) и сумм возвратов, ранее поступивших финансовых обеспечений (доходов (поступлений) бюджетного учреждения, полученных в текущем финансовом году (доходов, привлечений) на соответствующих счетах аналитического учета счета 0 508 00 000, содержащих в 24 - 26 разрядах номера счета соответствующий код КОСГУ, в разрезе финансовых периодов (пункт 178 Инструкции N 174н):

0 508 10 000 "Получено финансового обеспечения текущего финансового года";
- 0 508 20 000 "Получено финансового обеспечения на первый год, следующий за текущим (на очередной финансовый год)";
- 0 508 30 000 "Получено финансового обеспечения на второй год, следующий за текущим (на первый год, следующий за отчетным)";
- 0 508 40 000 "Получено финансового обеспечения на второй год, следующий за очередным";
- 0 508 90 000 "Получено финансового обеспечения на иные годы (за пределами планового периода)".

Аналитический учет по счету ведется в разрезе видов доходов (поступлений) в структуре, предусмотренной планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения, утвержденной на соответствующий финансовый год (пункт 331 Инструкции N 157н).

")? На основании каких первичных документов будет организован учет (по лимитам бюджетных обязательств, по принятым бюджетным обязательствам, по бюджетным ассигнованиям, по подлежащим исполнению бюджетным обязательствам)? В каких формах по ОКУД необходимо осуществлять аналитический учет санкционирования расходов?

Порядок ведения бюджетного учета санкционирования расходов бюджета определен разделом 5 части 3 Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 30.12.2008 N 148н (далее - Инструкция 148н).

С учетом изменений, внесенных в Федеральный закон от 24.11.2008 N 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" Федеральным законом от 28.04.2009 N 76-ФЗ, рассмотрим санкционирование расходов при организации исполнения федерального бюджета только на текущий финансовый год.
В соответствии с п. 239 Инструкции N 148н номер счета санкционирования расходов бюджета текущего финансового года формируется с отражением в разряде 22 номера счета кода аналитического учета - 1.

Операции по получению лимитов бюджетных обязательств и принятию бюджетных обязательств в пределах доведенных лимитов оформляются следующими бухгалтерскими записями:

1. Дебет КРБ 150115000 Кредит КРБ 150113000 - суммы бюджетных обязательств, полученных в установленном порядке получателем бюджетных средств, а также суммы изменений, внесенных в течение финансового года;

2. Дебет КРБ 150113000 Кредит КРБ 150113000 - детализация получателем бюджетных средств показателей доведенных ему лимитов бюджетных обязательств по соответствующим кодам статей, подстатей КОСГУ, а также суммы изменений, внесенных в течение финансового года;

3. Дебет КРБ 150113000 Кредит КРБ 150211000 - суммы бюджетных обязательств, принятых получателем средств бюджета в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств, а также суммы изменений, внесенных в течение финансового года.

Операции по получению бюджетных ассигнований и принятию бюджетных обязательств, подлежащих исполнению за счет доведенных бюджетных ассигнований, оформляются следующими бухгалтерскими записями (данные корреспонденции отражаются только в отношении публичных нормативных обязательств):

1. Дебет КРБ 150315000 Кредит КРБ 150313000 - суммы бюджетных ассигнований, полученных в установленном порядке получателем бюджетных средств, а также суммы изменений, внесенных в течение финансового года;

2. Дебет КРБ 150313000 Кредит КРБ 150313000 - детализация получателем бюджетных средств показателей доведенных ему бюджетных ассигнований по соответствующим кодам статей, подстатей КОСГУ, а также суммы изменений, внесенных в течение финансового года;

3. Дебет КРБ 150313000 Кредит КРБ 150211000 - суммы бюджетных обязательств, принятых получателем средств бюджета за счет доведенных бюджетных ассигнований, а также суммы изменений, внесенных в течение финансового года.

Операции по санкционированию расходов по приносящей доход деятельности оформляются следующими бухгалтерскими записями:

1. Дебет КРБ 250411000 Кредит КРБ 250412000 - суммы утвержденных сметой доходов и расходов сметных назначений по расходам учреждения (внесенных изменений);

2. Дебет КРБ 250412000 Кредит КРБ 250212000 - суммы обязательств учреждения, принятых им в пределах сметных назначений, утвержденных на соответствующий период (внесенных изменений).

При уменьшении лимитов, ассигнований, обязательств обратные проводки не оформляются. В данном случае делаются проводки по принципу "красное сторно" со знаком "минус" (п. 239 Инструкции N 148н).

Одной из основных задач бюджетного учета санкционирования расходов является обеспечение соблюдение требования ст. 162 БК РФ, в соответствии с которой получатель бюджетных средств принимает и (или) исполняет бюджетные обязательства в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований. По завершении текущего финансового года остатки по соответствующим аналитическим счетам учета бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств и утвержденных сметных назначений по приносящей доход деятельности текущего финансового года на следующий год не переносятся.

Однако следует учитывать, что операции по санкционированию принятых учреждением в текущем финансовом году обязательств должны формироваться с учетом принятых и не исполненных учреждением обязательств, то есть в текущем финансовом году дополнительно должны быть отражены обязательства по не исполненным обязательствам прошлого года.

Документальное оформление

Бюджетный учет операций с бюджетными ассигнованиями, лимитами бюджетных обязательств, утвержденными сметными назначениями по приносящей доход деятельности, принятых учреждениями обязательств, осуществляется на основании первичных документов (учетных документов), установленных финансовым органом соответствующего бюджета (п. 239 Инструкции N 148н). При исполнении федерального бюджета документооборот по санкционированию расходов определяется Порядком санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, утвержденным приказом Минфина РФ от 01.09.2008 N 87н (далее - Порядок N 87н).

Порядок доведения бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств, при организации исполнения федерального бюджета по расходам и источникам финансирования дефицита федерального бюджета и передачи бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств при реорганизации участников бюджетного процесса федерального уровня, утвержден приказом Минфина РФ от 30.09.2008 N 104н (далее - Порядок N 104н). В соответствии с Порядком N 104н лимиты бюджетных обязательств (бюджетные ассигнования) доводятся главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета Расходными расписаниями (Реестрами расходных расписаний).

Таким образом, принятые получателем средств федерального бюджета лимиты бюджетных обязательств (бюджетные ассигнования) будут отражаться в бюджетном учете на основании расходных расписаний (реестров расходных расписаний).

В соответствии с п. 2 ст. 219 БК РФ исполнение бюджета по расходам предусматривает:

Принятие бюджетных обязательств;

Подтверждение денежных обязательств;

Санкционирование оплаты денежных обязательств;

Подтверждение исполнения денежных обязательств.

Исчерпывающий перечень первичных документов, устанавливающих факт принятия бюджетного обязательства, на основании которых в бюджетном учете должно производиться отражение операций по санкционированию расходов на федеральном уровне, не определен. Таким образом, для организации своевременного и полного отражения в бюджетном учете всех принятых расходных бюджетных обязательств учреждение самостоятельно должно определить перечень первичных документов, используемых для подтверждения соответствующих бухгалтерских проводок. Данный документ может быть разработан и утвержден бюджетным учреждением в рамках учетной политики с учетом положений Порядка N 87н.

В соответствии с п. 3 ст. 219 БК РФ получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.

Следовательно, бюджетные обязательства должны быть приняты до совершения сделки (совершения определенной хозяйственной операции) на основании договора, соглашения, заявления на выдачу аванса из кассы бюджетного учреждения и так далее. Накладные, акты, счета-фактуры могут служить только для подтверждения денежных обязательств (подтверждения факта исполнения сделки). Кроме того, принятие бюджетных обязательств в бюджетном учреждении предусматривает сравнение принимаемых обязательств с доведенными по конкретному коду бюджетной классификации лимитами бюджетных обязательств (бюджетными ассигнованиями). Таким образом, документы, на основании которых может быть принято бюджетное обязательство, до их подписания руководителем бюджетного учреждения должны быть завизированы ответственным за ведение учета по санкционированию расходов на предмет оценки на соответствующую дату объема прав в пределах утвержденных учреждению лимитов бюджетных обязательств и сметных назначений. Сразу после визирования руководителем учреждения вышеуказанных документов в бухгалтерии оформляются соответствующие бухгалтерские проводки по принятым бюджетным обязательствам.
Таким образом, бюджетное учреждение может принимать бюджетные обязательства на основании следующих документов.

При начислении заработной платы, пособий, компенсаций и иных выплат бюджетные обязательства могут приниматься на основании расчетных ведомостей, приказов руководителя по дате утверждения соответствующих документов (коды КОСГУ 211, 212, 262 и т.д.).

При расчетах с подотчетными лицами бюджетные обязательства принимаются к учету на основании утвержденных руководителем учреждения письменных заявлений с дальнейшей корректировкой на суммы произведенных расходов по утвержденному руководителем авансовому отчету (коды КОСГУ 212, 220, 300 и т.д.).

При начислении единого социального налога, страховых взносов обязательного пенсионного страхования, а также взносов по страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний бюджетные обязательства могут приниматься к учету ежемесячно в последний день месяца на основании данных соответствующих расчетных ведомостей и регистров налогового учета (код КОСГУ 213, 226 и т.д.).

По заключенным государственным контрактам (иным договорам, заключенным в соответствии с действующим законодательством) на поставку нефинансовых активов, выполнение работ, оказание услуг бюджетные обязательства могут приниматься к учету при поступлении соответствующих контрактов в бухгалтерскую службу в размере договорной стоимости (коды КОСГУ 220, 300).

Бюджетные обязательства также могут приниматься на основании счетов (счетов-фактур), если договор не оформлялся или договором не предусмотрены конкретные суммы обязательств.
Основаниями для принятия обязательств также могут быть постановления судебных (следственных) органов и другие документы, устанавливающие обязательства бюджетной организации.
Суммы предварительной оплаты при приобретении нефинансовых активов, работ, услуг операциями санкционирования не отражаются, так как принятые бюджетные обязательства должны быть отражены в бюджетном учете до осуществления кассовых расходов. Для санкционирования оплаты денежных обязательств бюджетное учреждение представляет в финансовый орган вышеуказанные документы, а также документы, подтверждающие факт исполнения сделки с учетом требований пп. 15 п. 5 и п. 6 Порядка N 87н.

Подтверждение исполнения денежных обязательств осуществляется на основании платежных документов, подтверждающих списание денежных средств с единого счета бюджета, а также проверки иных документов, подтверждающих проведение неденежных операций по исполнению денежных обязательств получателей бюджетных средств (п. 6 ст. 219 БК РФ).

Аналитический учет

Регистром аналитического учета по счетам учета лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований является Карточка учета лимитов бюджетных обязательств (форма 0504062) (п. 241, 252 Инструкции N 148н).

Аналитический учет операций по счетам 050400000 "Сметные назначения по приносящей доход деятельности" ведется в Карточке учета сметных назначений по приносящей доход деятельности (п. 260 Инструкции N 148н). До утверждения данной формы бюджетное учреждение, по нашему мнению, может вести аналитический учет в регистре, разработанном самостоятельно.

Для учета бюджетных обязательств текущего финансового года применяется Журнал регистрации бюджетных обязательств (форма 0504064) (п. 249 Инструкции N 148н). По окончании текущего финансового года в случае, если неисполненные бюджетные обязательства планируются к исполнению за счет лимитов следующего финансового года, они должны быть приняты к учету (перерегистрированы) при открытии журнала в следующем финансовом году в объеме, запланированном к исполнению в следующем финансовом году.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Хенкеева Делгер

Ответ проверил:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Пименов Владимир
Компания "Гарант ", г.Москва

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Так как никаких прямых запретов действующим законодательством не установлено, казенное учреждение вправе вести учет операций по санкционированию в отдельном Журнале по прочим операциям (ф. 0504071). Первичным документом по учету операций по санкционированию расходов, прилагаемым к Журналу по прочим операциям (ф. 0504071), должна быть Бухгалтерская справка (ф. 0504833). Решение о необходимости подборки и подшивки иных первичных документов к рассматриваемому в вопросе регистру бухгалтерского учета казенное учреждение принимает самостоятельно в рамках формирования учетной политики, исходя из графика документооборота и утвержденной номенклатуры дел.

Обоснование вывода:
Порядок применения форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета для учреждений государственного сектора устанавливается в соответствии с бюджетным законодательством РФ ( , Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ (далее - Закон N 402-ФЗ), п. 28 федерального стандарта "Концептуальные основы...", утвержденного Минфина России от 31.12.2016 N 256н (далее - СГС "Концептуальные основы"), п. 11 Инструкции, утвержденной Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - N 157н)). Данные, содержащиеся в первичных учетных документах, подлежат своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета ( Закона N 402-ФЗ). Аналогичная норма содержится и в СГС "Концептуальные основы", и в N 157н.
Наряду с указанными выше нормативными актами, в отношении обязательных к применению форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета учреждения государственного сектора должны руководствоваться Методическими указаниями, утвержденными Минфина России от 30.03.2015 N 52н (далее - Методические указания).
Согласно п.п. 314, Инструкции N 157н учет операций по санкционированию расходов ведется в регистре бухгалтерского учета, а именно, в Журнале по прочим операциям (ф. 0504071) на основании первичных документов (учетных документов) в соответствии с перечнем, установленным учреждением в рамках формирования учетной политики. В соответствии с положениями Методических указаний Журналы операций (ф. 0504071), в том числе и Журнал по прочим операциям (ф. 0504071), формируются на основании единой формы документа, в которую записываются наименование и номер создаваемого документа. Нумерация таких регистров бухгалтерского учета устанавливается самим учреждением в рамках формирования учетной политики. При этом каких-либо запретов о формировании нескольких Журналов по прочим операциям (ф. 0504071) нормативными документами не установлено. Казенное учреждение вправе принять решение об учете операций по санкционированию расходов обособленно от остальных хозяйственных операций - в отдельном Журнале по прочим операциям (ф. 0504071).
Отметим, что перечень первичных учетных документов, прилагаемых к какому-либо из Журналов по прочим операциям (ф. 0504071), Методическими указаниями прямо не установлен. Более того, в Инструкции N 157н и в нормах СГС "Концептуальные основы" дается подробное описание о систематизации и накоплении информации, которая должна содержаться в регистрах бухгалтерского учета. Однако рекомендованные формы первичных документов, которые должны прилагаться к Журналу по прочим операциям (ф. 0504071), также не поименованы.
По общему правилу, основанием для принятия бюджетных обязательств являются заключенные учреждением контракты, договоры, соглашения. Судебной практикой не выработано единого мнения по вопросу, является ли договор первичным учетным документом, или нет. До недавнего времени судебные инстанции указывали, что договоры не относятся к первичным учетным документам ( Арбитражного суда Поволжского округа от 28.05.2015 N Ф06-23899/2015 по делу N А57-13648/2014, постановлением Верховного Суда РФ от 25.09.2015 N 306-АД15-9349 оставлено без изменения). Такой позиции суды придерживались до 2017 года, пока Верховный Суд РФ не вынес два противоположных акта, установив при этом, что гражданско-правовые договоры не относятся к документам бухгалтерского учета (Определение ВС РФ от 13.04.2017 N 304-АД16-18025), а в Определении ВС РФ от 25.04.2017 N 306-АД16-17822, вошедшем в Обзор судебной практики ВС РФ N 3 (2017), утвержденный Президиумом ВС РФ 12.07.2017, - относятся. Поэтому, в связи с неоднозначностью ситуации в отношении отнесения контрактов (договоров, соглашений) к первичным учетным документам, унифицированной формой по учету операций по санкционированию расходов, прилагаемой к Журналу по прочим операциям (ф. 0504071), однозначно будет Бухгалтерская справка (ф. 0504833). Решение о необходимости подборки и подшивки иных первичных документов к рассматриваемому в вопросе регистру бухгалтерского учета казенное учреждение принимает самостоятельно в рамках формирования учетной политики, исходя из графика документооборота и утвержденной номенклатуры дел.
Обратим внимание на то, что согласно п. 22 СГС "Концептуальные основы", Инструкции N 157н, в целях организации и ведения бухгалтерского учета правила документооборота утверждаются субъектом учета в рамках формирования его учетной политики. В обновленной редакции Инструкции N 157н прямо указано, что в составе учетной политики обязательно должны быть утверждены правила документооборота и технология обработки учетной информации, в том числе график документооборота.
Соответственно, каждое учреждение госсектора имеет возможность самостоятельно для себя определить порядок формирования журналов операций и документов, прилагаемых к ним, исходя из структуры, отраслевых и иных особенностей деятельности учреждения и выполняемых им в соответствии с законодательством РФ полномочий.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Емельянова Ольга

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

Почему по счетам санкционирования формируется номер журнала операций 9?



В соответствии с приказом Минфина России от 30.03.2015 № 52н в перечне регистров бухгалтерского учета отсутствует журнал операций № 9 "Журнал по санкционированию". Бухгалтерские записи санкционированию должны быть отражены в Журнале регистрации ф. 0504064. Почему в формируемой в программе печатной форме бухгалтерской справки к документам по санкционированию в поле "Операции приняты к учету с отражением в" до сих пор печатается "ж/о 9". Просим устранить этот недочет.

Форма 0504064 "Журнал регистрации обязательств" и порядок ее составления утверждены приказом Минфина России от 30.03.2015 № 52н, далее - Приказ № 52н. Согласно Методическим указаниям по формированию Журнала регистрации обязательств (ф. 0504064) (часть 3 приложения 5 к Приказу № 52н) он применяется только для учета обязательств (денежных обязательств) текущего финансового года.

Пунктом 308 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета (утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н), далее – Инструкция № 157н, регламентировано, что счета Раздела 5 "Санкционирование расходов хозяйствующего субъекта" Единого плана счетов бухгалтерского учета предназначены для ведения учета учреждениями, финансовыми органами показателей бюджетных ассигнований , , , сумм утвержденных плановых показателей доходов и расходов по приносящей доход деятельности (планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения) показателей по доходам (поступлениям) и расходам (выплатам) (далее - сметные (плановые, прогнозные) назначения соответственно по доходам (поступлениям), расходам (выплатам), а также принятых учреждениями обязательств (денежных обязательств) на текущий (очередной, первый год, следующий за очередным, второй год, следующий за очередным ) финансовый год.

Таким образом, Журнал регистрации обязательств (ф. 0504064) не может применяться для учета бюджетных ассигнований , лимитов бюджетных обязательств , прогнозных показателей по доходам бюджета , сумм утвержденных плановых показателей доходов и расходов, а также принятых учреждениями обязательств (денежных обязательств) на плановый период - очередной, первый год, следующий за очередным, второй год, следующий за очередным .
Приказом Минфина России от 16.11.2016 № 209н Журнал по санкционированию исключен из списка журналов (подпункт "в" пункта 2.4 Приложения 5 к приказу Минфина России от 16.11.2016 № 209н).

Согласно Методическим указаниям по применению форм первичных учетных документов и формированию регистров бухгалтерского учета (часть 3 приложения 5 к Приказу № 52н) для учета учреждением операций, не отраженных в перечисленных выше Журналах операций, применяется Журнал операций по прочим операциям.
В новой информационной базе, созданной из шаблона актуального релиза типовой конфигурации программы "1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8" в 2017 году, для счетов Раздела 5 "Санкционирование расходов хозяйствующего субъекта" Единого плана счетов бухгалтерского учета в карточках счетов 500 00 указан номер журнала 8 .
В информационной базе, созданной до 01.01.2017 г, в карточках счетов 500 00 указан номер журнала 9.

В программе "1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8" алгоритм формирования журналов операций таков: в перечень операций, отражаемых в отчете, попадают все проводки, у счета дебета или кредита которых реквизит "Номер журнала " равен номеру формируемого журнала.
Для того чтобы оборот по счету попал в определенный журнал, номер журнала должен быть указан в настройке счета.

Если вы хотите, чтобы в проводках и соответственно в Бухгалтерских справках (ф. 0504833) по счетам 500 00 формировался номер Ж/О 8, укажите его в карточках счетов 500 00.

После этого в проводках по счетам санкционирования будет формироваться номер журнала 8.

Документы, введенные ранее даты изменения настройки счетов 500 00, следует перепровести.

Следует отметить, что, по нашему мнению, операции по счетам санкционирования целесообразно выделить в отдельный журнал, поскольку счета 500 00 не корреспондируют с другими счетами Единого плана счетов бухгалтерского учета.

Применение отдельного журнала по счетам санкционирования надо закрепить в Учетной политике учреждения.

Материал подготовлен сотрудникам телефонной линии консультации компании «Микос» на основе материалов фирмы 1С!


Какие новые счета по учету операций по санкционированию расходов введены в инструкции № 157н, № 174н? Как они применяются? Что значит «авансовые денежные обязательства»?

17.01.2017

Приказом Минфина РФ от 16.11.2016 № 209н «О внесение изменений в некоторые приказы Министерства финансов Российской Федерации в целях совершенствования бюджетного (бухгалтерского) учета и отчетности» (далее - Приказ Минфина РФ № 209н) внесены изменения в порядок отражения на счетах бухгалтерского учета операций по санкционированию расходов путем дополнения Единого плана счетов бухгалтерского учета новыми счетами. Изменения начнут применяться с 1 января 2017 года. На дату подготовки журнала к печати Приказ Минфина РФ № 209н находился на регистрации в Минюсте, после регистрации дата применения новых норм, о которых пойдет речь в этой статье, может быть изменена. В рамках статьи рассмотрим, как изменится порядок отражения на счетах бухгалтерского учета операций по санкционированию расходов.

Единый план счетов бухгалтерского учета дополнен следующими счетами:

  • 0 502 03 000 «Принятые авансовые денежные обязательства»;
  • 0 502 04 000 «Авансовые денежные обязательства к исполнению»;
  • 0 502 05 000 «Исполненные денежные обязательства»

В связи с введением новых счетов, которые учреждения станут применять со следующего года при отражении операций по санкционированию расходов, Приказом Минфина РФ № 209н внесены изменения в разд. 4 Инструкции № 157н.

Поговорим о наиболее интересных и важных новшествах этого раздела.

ПОНЯТИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ЦЕЛЯХ УЧЕТА ПРИНЯТЫХ УЧРЕЖДЕНИЕМ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ.

Пункт 308 Инструкции № 157н дополнен следующего новыми понятиями:

  • авансовые денежные обязательства - обязанность учреждения уплатить в порядке предварительной оплаты (аванса) юридическому или физическому лицу определенные денежные средства в соответствии с условиями гражданско-правовой сделки до осуществления поставки необходимых товаров, выполнения работ, оказания услуг.
  • отложенные обязательства - обязательства учреждения, величина которых определена на момент их принятия условно (расчетно) и (или) по которым не определено время (финансовый период) их исполнения, при условии создания в учете учреждения по данным обязательствам резерва предстоящих расходов.

ЗАВЕРШЕНИЕ ТЕКУЩЕГО ФИНАНСОВОГО ГОДА.

По завершении текущего финансового года показатели (остатки) по соответствующим аналитическим счетам учета исполненных денежных обязательств и утвержденных плановых назначений по доходам (поступлениям), расходам (выплатам) текущего финансового года на следующий год не переносятся. Пункт 312 Инструкции № 157н дополнен абзацем, устанавливающим, что показатели (остатки) обязательств текущего финансового года (за исключением исполненных денежных обязательств), сформированные по результатам отчетного финансового года, подлежат перерегистрации в году, следующем за отчетным финансовым годом.

АНАЛИТИЧЕСКИЙ И ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ УЧЕТ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ.

Пункт 313 Инструкции № 157н дополнен новым абзацем, согласно которому аналитический учет обязательств, отраженных на счетах санкционирования, осуществляется учреждениями в разрезе кредиторов (групп кредиторов) (поставщиков (продавцов), подрядчиков, исполнителей, иных кредиторов), в отношении которых принимаются обязательства, и (или) контрактов (договоров), а также иной аналитики, установленной в рамках формирования учетной политики субъекта учета.

Учет операций с обязательствами осуществляется в журнале по прочим операциям на основании первичных документов (учетных документов), утвержденных учреждением. Такое уточнение введено Приказом Минфина РФ № 209н в п. 314 Инструкции № 157н.

УЧЕТ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ.

В пункте 318 Инструкции № 157н установлены общие положения по применению счета 0 502 00 000 «Обязательства». Приказом Минфина РФ № 209н этот пункт изложен в новой редакции, из которой следует, что данный счет предназначен для учета показателей обязательств текущего (очередного) финансового года, первого и второго года планового периода, иных очередных годов (за пределами планового периода) и внесенных в текущем финансовом году изменений в показатели обязательств не только учреждениями, но и органами Федерального казначейства.

Обязательства учитываются на основании документов, подтверждающих их принятие (возникновение), в соответствии с перечнем, установленным учреждением в рамках формирования учетной политики, с учетом требований к документам, предусмотренных порядком учета бюджетных и денежных обязательств органами Федерального казначейства, финансовым органом.

Принятые (принимаемые) обязательства группируются в разрезе счетов, содержащих соответствующий аналитический код группы синтетического счета. Аналитические коды синтетического счета 0 502 00 000 приведены в п. 319 Инструкции № 157н. Приказом Минфина РФ № 209н этот счет дополнен следующими аналитическими кодами:

  • 3 «Принятые авансовые денежные обязательства»;
  • 4 «Авансовые денежные обязательства к исполнению»;
  • 5 «Исполненные денежные обязательства».

Приказом Минфина РФ № 209н внесены изменения и в Инструкцию № 174н. Однако в тексте приказа не содержится бухгалтерских записей по счетам 0 502 03 000, 0 502 04 000 и 0 502 05 000. Следуя методологии учета, установленной инструкциями № 157н, № 174н, рассмотрим на примере, как при отражении операций по санкционированию расходов бухгалтерам бюджетных учреждений применять данные счета.

Пример

Бюджетное учреждение, применяя конкурентные способы определения поставщика, заключило контракт на поставку оборудования стоимостью 800 000 руб. Начальная (максимальная) цена, указанная в извещении об осуществлении закупки, равна 900 000 руб. Условиями контракта предусмотрена уплата аванса в размере 30% от стоимости контракта (240 000 руб.). После того, как контракт был заключен, исполнитель выставил счет на сумму аванса, который был уплачен учреждением-заказчиком. При поставке оборудования поставщик выставил в адрес учреждения-заказчика счет-фактуру и накладную ТОРГ-12, в которых отражена стоимость поставленного оборудования (800 000 руб.). Учреждение-заказчик оплатило контракт с учетом суммы уплаченного аванса (сумма окончательного платежа по контракту составила 560 000 руб.). Операции совершаются в рамках деятельности, финансируемой за счет сумм субсидии на выполнение задания учредителя.

Описанные в примере операции на счетах санкционированию расходов будут отражены следующим образом:

Сумма, руб.

В единой информационной системе размещено извещение о проведении закупки оборудования

Приняты расходные обязательства при заключении контракта

Уточнены суммы расходных обязательств при заключении контракта по результатам конкурсных процедур

Приняты к учету авансовые денежные обязательства

Приняты к исполнению авансовые денежные обязательства

Приняты денежные обязательства в сумме окончательной оплаты по контракту

Исполнены денежные обязательства по контракту

Здесь же хотелось бы отметить, что положения Инструкции № 174н Приказом Минфина РФ № 209н дополнены корреспонденцией счетов для отражения операций по суммам принятых бюджетным учреждением отложенных обязательств. В частности, обновлены п. 166 и 167 Инструкции № 174н. Кредитовый показатель по счету 0 502 99 000 «Отложенные обязательства на иные очередные годы (за пределами планового периода)» отражает сумму отложенных обязательств бюджетных учреждений, величина которых определена на момент их принятия условно (расчетно), и (или) по которым не определено время (финансовый период) их исполнения, при условии создания в учете бюджетного учреждения по данным обязательствам резерва предстоящих расходов (отложенных обязательств). Суммы принятых бюджетным учреждением обязательств, за счет ранее сформированных отложенных обязательств отражаются следующей записью:

Дебет соответствующих счетов аналитического учета счета 0 502 99 000 «Отложенные обязательства»

Кредит соответствующих счетов аналитического учета счета 0 502 01 000 «Принятые обязательства»

Бухгалтерские записи, отражающие создание резерва по отложенным обязательствам, принятию обязательств по расходованию такого резерва, с учетом внесенных изменений будут следующими:

Приняты к учету отложенные обязательства, величина которых определена расчетным путем

Приняты учреждением обязательства за счет ранее сформированного резерва (операция отражает уменьшение созданного резерва)

Приняты денежные обязательства (в сумме, подлежащей оплате за счет средств созданного резерва)

Исполнены денежные обязательства

УЧЕТ ПЛАНОВЫХ НАЗНАЧЕНИЙ.

Бюджетные учреждения суммы доходов (поступлений) и расходов (выплат), утвержденных в плане финансово-хозяйственной деятельности на соответствующие финансовые годы и внесенные изменения в план финансово-хозяйственной деятельности учитывают на счете 0 504 00 «Сметные (плановые, прогнозные) назначения» (п. 324 Инструкции № 157н). В название счета добавлено слово «прогнозные».

Аналитический учет плановых назначений ведется в разрезе видов (кодов, при их наличии) доходов (поступлений), расходов (выплат) в структуре, предусмотренной утвержденным на соответствующие финансовые годы планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения, законом (решением) о бюджете (п. 325 Инструкции № 157н).

Бухгалтерские записи по счету 0 504 00 000 не претерпели изменений.

УТВЕРЖДЕННЫЙ ОБЪЕМ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ.

Учет сумм, утвержденных планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения на соответствующие финансовые годы, сметных (плановых) назначений по доходам (поступлениям) (внесенных в установленном порядке в течение текущего финансового года изменений) ведется на счете 0 507 00 000 «Утвержденный объем финансового обеспечения» (п. 328 Инструкции № 157н).

Аналитический учет по счету 0 507 00 000 ведется в разрезе видов (кодов, при их наличии) доходов (поступлений) в структуре, предусмотренной утвержденным на соответствующие финансовые годы планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения, законом (решением) о бюджете (п. 329 Инструкции № 157н).

Бухгалтерские записи по счету 0 507 00 000 не изменились.

* * *

В завершение рассмотрим тезисы:

  • Инструкция № 157н дополнена новыми понятиями «авансовые денежные обязательства», «отложенные обязательства»;
  • Единый план счетов бухгалтерского учета дополнен следующими новыми счетами: 0 502 03 000 «Принятые авансовые денежные обязательства»; 0 502 04 000»Авансовые денежные обязательства к исполнению»; 0 502 05 000 «Исполненные денежные обязательства»;
  • пунктом 166 Инструкции № 174н теперь установлено, что кредитовый показатель по счету 0 502 99 000 «Отложенные обязательства на иные очередные годы (за пределами планового периода)» отражает сумму отложенных обязательств бюджетных учреждений, величина которых определена на момент их принятия условно (расчетно) и (или) по которым не определено время (финансовый период) их исполнения, при условии создания в учете бюджетного учреждения по данным обязательствам резерва предстоящих расходов (отложенных обязательств);