Толкование от марка 15 глава. Библия онлайн. Самое важное евангелие

. На всякий же праздник отпускал он им одного узника, о котором просили.

Тогда был в узах некто , по имени Варавва, со своими сообщниками, которые во время мятежа сделали убийство.

. И народ начал кричать и просить Пилата о том, что́ он всегда делал для них.

. Он сказал им в ответ: хотите ли, отпущу вам Царя Иудейского?

. Ибо знал, что первосвященники предали Его из зависти.

. Но первосвященники возбудили народ просить , чтобы отпустил им лучше Варавву.

. Пилат, отвечая, опять сказал им: что же хотите, чтобы я сделал с Тем, Которого вы называете Царем Иудейским?

. Они опять закричали: распни Его.

. Пилат сказал им; какое же зло сделал Он? Но они еще сильнее закричали: распни Его.

. Тогда Пилат, желая сделать угодное народу, отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие.

Иудеи предали Господа римлянам; за то и сами преданы были от Господа в руки римлян. И сбылись слова Писания: «беззаконнику – горе, ибо будет ему возмездие за дела рук его" (); и еще: «Воздай им по делам их» (); и еще: «как ты поступал, так поступлено будет и с тобою» (). На вопрос Пилата: «Ты Царь Иудейский?» – Господь дает обоюдный ответ. Ибо слова «Ты говоришь» – можно понимать так: правду ты говоришь, – ты сам высказал, Кто Я; а можно понимать и так: Я не говорю этого, а ты говоришь. Но быв спрошен в другой раз, Христос ничего не отвечал и тем привел Пилата в удивление. Ибо Пилат дивился, что Он, будучи сведущ в законе и красноречив и имея возможность одним ответом ниспровергнуть возводимые на Него клеветы, ничего не говорил, а напротив, смиренно терпел обвинения. Заметь же кровожадность иудеев и умеренность Пилата (хотя и он достоин осуждения, потому что не с твердостью стоял за праведника). Ибо те кричали: «распни Его» , а он, хотя слабо, однако, пытался освободить Иисуса от осуждения. Поэтому опять спрашивал, что сделаю Иисусу? – стараясь дать им возможность отпустить Господа как невинного, почему и медлил, и откладывал. Наконец, уступая требованию их, стал бить Господа, то есть ударять ременным бичом, дабы видно было, что они приняли Его как осужденного уже на судилище, и «предал на распятие» . Ибо он хотел сделать угодное, приятное для народа, а не то, что угодно Богу.

. А воины отвели Его внутрь двора, то есть в преторию, и собрали весь полк,

. и одели Его в багряницу, и, сплетши терновый венец, возложили на Него;

. и начали приветствовать Его: радуйся, Царь Иудейский!

. И били Его по голове тростью, и плевали на Него, и, становясь на колени, кланялись Ему.

. Когда же насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, одели Его в собственные одежды Его и повели Его, чтобы распять Его.

. И заставили проходящего некоего Киринеянина Симона, отца Александрова и Руфова, идущего с поля, нести крест Его.

Военное сословие, всегда утешающееся бесчинствами и обидами, и теперь выказало обыкновенное свойство свое. Ибо если иудеи, слышавшие от Христа столько поучений и получавшие от Него так часто и так много благодеяний, нанесли Ему столько поруганий, то что нам сказать о язычниках? Итак, они сзывают на Него целый отряд, облекают Его для посмеяния в порфиру как царя и начинают бить Его; берут венец терновый вместо диадемы, вместо скипетра – трость. Сии слуги диавола заставили, как сказано, некоего нести крест Его; между тем, другой евангелист говорит, что Иисус шел, неся крест на Себе (). Но было и то, и другое: сначала несколько времени Он Сам нес крестное дерево, а когда нашли другого, способного нести, тогда заставили сего последнего, и крест несен был им. А для чего сказано и то, каких сынов был отцом этот человек? Для большего удостоверения, потому что человек тот, вероятно, был еще жив и мог пересказать все касательно креста. Но облечемся и мы в порфиру, царскую одежду. Я хочу сказать то, что мы должны шествовать как цари, наступая на змею и на скорпиона и побеждая грех. Мы именуемся христианами, то есть помазанными, подобно как некогда назывались христами цари. Поэтому да будет жизнь наша не рабская и низкая, но царская и свободная. Будем носить терновый венец, то есть потщимся увенчаться жизнью строгой, воздержной, чуждой плотских удовольствий, а не роскошной, изнеженной и преданной чувственным наслаждениям. Соделаемся и «Симоном», что значит послушание, и возьмем крест Иисусов, «умертвив уды наши, сущие на земле» ().

. И привели Его на место Голгофу, что́ значит: Лобное место.

. И давали Ему пить вино со смирною; но Он не принял.

. Распявшие Его делили одежды Его, бросая жребий, кому что́ взять.

. Был час третий, и распяли Его.

. И была надпись вины Его: Царь Иудейский.

. С Ним распяли двух разбойников, одного по правую, а другого по левую сторону Его.

. И сбылось слово Писания: «и к злодеям причтен» ().

Есть предание, дошедшее до нас от святых отцов, что на Голгофе погребен был Адам. Здесь распинается и Господь, врачующий падение и Адамову, дабы там же последовало и разрушение смерти, где было начало смерти. «Давали Ему пить вино со смирною» ; но смирна есть самая горькая жидкость; значит, это давали Господу в поругание над Ним. Другой евангелист говорит, что Господу подали уксус с желчью (), а третий, – что Ему поднесено было и еще что-то. Но в этом нет противоречия; при тогдашнем бесчинстве одни приносили то, другие – другое: один – уксус с желчью, другой – вино со смирною. А могло быть и то, что вино было окислое, а смирна прогорклая, и, следовательно, евангелисты согласны между собой, когда один из них говорит о вине со смирною, а другой – об уксусе с желчью. Ибо вино могло быть названо уксусом, а смирна – желчью, первое – по своей кислоте, вторая – по горечи. Равным образом, когда один говорит, что «давали Ему пить, но Он не принял», то не противоречит другому, который говорит: «и, отведав, не хотел пить» (). Ибо, когда сказано – "не принял" , сим уже ясно показано, что не пил. И жребий бросали об одежде Его также в поругание над Ним, то есть разделяя между собой как бы царские одежды, тогда как они были скудные. Написали и вину, за которую Господь распят: «Царь Иудейский» , чтобы опозорить славу Его, как человека возмутительного и называющего Себя царем, и чтобы все проходящие не только не жалели о Нем, а, напротив, нападали бы на Него, как на похитителя царской власти. Но как Марк говорит, что Христос распят был в третьем часу, а Матфей, – что тьма произошла в шестом часу? Можно сказать, что в третьем часу был распят, а тьма началась с шестого часа и продолжалась до девятого. И с разбойниками распят был Господь для того, чтобы люди имели худое мнение о Нем, что и Он был злодей. Но это было по усмотрению Божию, ибо, с одной стороны, исполнилось пророчество: «к злодеям причтен был» (), с другой стороны, два разбойника были образами двух народов – иудейского и языческого. Оба сии народа были беззаконны – языческий как преступивший естественный закон, иудейский как преступивший и сей закон, и писанный, который дал ему Бог. Но языческий народ оказался благоразумным разбойником, напротив, иудейский – хулителем до конца. Посреди сих двух народов распинается Господь, поскольку Он есть Камень, соединяющий нас в Себе.

. Проходящие злословили Его, кивая головами своими и говоря: э! разрушающий храм, и в три дня созидающий!

. спаси Себя Самого и сойди со креста.

. Подобно и первосвященники с книжниками, насмехаясь, говорили друг другу: других спасал, а Себя не может спасти.

. Христос, Царь Израилев, пусть сойдет теперь с креста, чтобы мы видели, и уверуем. И распятые с Ним поносили Его.

«Проходящие» , то есть проходящие той дорогой, где был распят Господь, и те, – говорит евангелист, хулили Господа, укоряя Его, как обманщика. Так как Господь, чудодействуя, спасал многих, то, подобно проходящим, и архиереи говорили: других спасал, а Себя не спасает? Говорили же это, издеваясь над чудесами Его и почитая их явлениями призрачными. Но говорить, «сойди со креста» , побуждал их диавол. Поскольку начальник зла знал, что крестом совершится спасение, то снова искушал Господа, дабы в случае сшествия Его с креста убедиться, что Он не Сын Божий, и чтобы таким образом разрушилось спасение людей крестом. Но Он был истинный Сын Божий, и поэтому-то именно не сошел с креста. Напротив, поскольку знал, что это будет во спасение людям, Он решился и быть распятым, и претерпеть все прочее, и совершить дело Свое. И распятые с Ним сначала оба поносили Его. Потом один из них признал Его невинным и даже увещевал другого, когда тот хулил.

. В шестом же часу настала тьма по всей земле и продолжалась до часа девятого.

. В девятом часу возопил Иисус громким голосом: Элои́! Элои́! ламма́ – савахфани́? что значит: Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?

. Некоторые из стоявших тут, услышав, говорили: вот, Илию зовет.

. А один побежал, наполнил губку уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить, говоря: постойте, посмотрим, придет ли Илия снять Его.

. Иисус же, возгласив громко, испустил дух.

Тьма была не в одном месте, но по всей земле. И если бы тогда было время ущерба (луны), то еще мог бы кто-нибудь говорить, что это было естественное затмение. Но теперь был четырнадцатый день месяца, когда естественное затмение невозможно. Пророческое изречение Господь произносит по-еврейски, показывая, что Он до последнего дыхания чтит еврейское. «Для чего Ты Меня оставил?» – говорит Он от лица человеческого естества как бы так: почто Ты, Боже, оставил меня – человека, чтобы я имел нужду в распятии за меня Бога? Ибо оставлены были мы, люди, а Он никогда не был оставляем Отцом. Послушай, что Сам Он говорит: «Я не Один, потому что Отец со Мною» (). Или же говорит что и за евреев, так как и Сам был по плоти еврей: «для чего Ты Меня оставил», то есть еврейский народ, чтоб он распял Сына Твоего? Как мы обыкновенно говорим: Бог облекся в меня, вместо – в человеческое естество, так и здесь выражение: «Меня оставил» надобно разуметь вместо – Мое человеческое естество или Мой иудейский народ. «А один побежал, наполнил губку уксусом и давал Ему пить» для того, чтобы горечь уксуса скорее умертвила Его. Иисус испустил дух, возопив громким голосом, то есть как бы призывая смерть, как Владыка и умирающий по Своей власти. А какой был глас, это означил Лука: «Отче! в руки Твои предаю дух Мой» (). Этим Господь соделал для нас и то, что души святых отходят в руки Божии. Ибо прежде души всех содержались в аде, пока не пришел Проповедавший плененным отпущение.

. которые и тогда, как Он был в Галилее, следовали за Ним и служили Ему, и другие многие, вместе с Ним пришедшие в Иерусалим.

Завеса раздралась в знамение того, что благодать Духа отступила от храма, что Святое Святых сделается видимым и доступным для всех, как это и сбылось, когда вошли римляне, и что самый храм сетует. Как обыкновенно иудеи поступали в несчастьях и раздирали одежды свои, так и храм, как бы одушевленный, показал то же во время страданий Творца, раздрав одежду свою. Но этим означается и другое нечто. Плоть наша есть завеса нашего храма, то есть ума. Итак, сила, которую плоть имела над духом, раздрана страданиями Христовыми «сверху донизу» , то есть от до последнего человека. Ибо и Адам освятился страданиями Христовыми, и плоть его уже не подлежит проклятию и тлению; напротив, все мы почтены нетлением. Сотник, то есть начальник над сотней воинов, увидев, что Он умер так владычественно, удивился и исповедал. Заметь же, как превратился порядок! Иудеи умерщвляют, язычник исповедует; ученики разбегаются, жены остаются. "Были , – говорит евангелист, – тут и женщины; между ними была и Мария Магдалина, и Мария, мать Иакова меньшего и Иосии» , то есть Богородица, которая была для них матерью. Поскольку Она обручена была Иосифу, а Иаков и Иосия были дети Иосифа, то Она называется матерью их, как мачеха, подобно как называлась и женой Иосифа в образе невесты. Тут же была Саломия, мать сынов Зеведеевых, и многие другие. Евангелист же упомянул только о важнейших.

. И, узнав от сотника, отдал тело Иосифу.

. Он, купив плащаницу и сняв Его, обвил плащаницею, и положил Его во гробе, который был высечен в скале, и привалил камень к двери гроба.

. Мария же Магдалина и Мария Иосиева смотрели, где Его полагали.

Блаженный Иосиф, еще служа Закону, признал Христа Богом, почему и дерзнул на похвальный подвиг. Не стал он размышлять: вот я богат и могу потерять богатство, если буду просить тело Того, Кто осужден за присвоение Себе царской власти, и сделаюсь ненавистным у иудеев, – так ни о чем подобном не размышлял сам с собою, но, оставив все, как менее важное, просил одного – предать погребению тело Осужденного. «Пилат удивился, что Он уже умер» ибо думал, что Христос долгое время будет выдерживать страдания, как и разбойники, почему и спросил сотника: «давно ли умер?» . То есть неужели умер прежде времени? Получив тело, Иосиф купил плащаницу и, сняв тело, обвил ей, честное честно предавая погребению. Ибо он был и сам ученик Христов, и знал, как почтить Владыку. Он был «знаменитый», то есть человек почтенный, благочестивый, безукоризненный. Что касается до звания советника, то это было некоторое достоинство или, лучше, служение и должность гражданская, которую имеющие должны были заведывать делами судилища, и здесь часто подвергались опасностям от злоупотреблений, свойственных сему месту. Пусть слышат богатые и занимающиеся делами общественными, как достоинство советника нисколько не препятствовало добродетели Иосифа. Имя «Иосиф» – значит «приношение», а «Аримафей» – «возьми оное». Будем же и мы, по примеру Иосифа, всегда прилагать усердие к добродетели и взимать оное, то есть истинное благо. Да сподобимся принять и Тело Иисусово посредством Причащения и положить оное в гробе, иссеченном из камня, то есть в душе, твердо памятующей и не забывающей Бога. Да будет душа наша иссеченной из камня, то есть имеющей свое утверждение во Христе, Который есть Камень. Да обвием сие Тело плащаницею, то есть примем его в чистое тело, ибо тело есть как бы плащаница души. Божественное Тело должно принимать не только в чистую душу, но и в чистое тело. Должно же именно обвить оное, то есть покрыть, а не раскрывать, ибо Таинство должно быть покрыто, сокровенно, а не раскрываемо.

1 Немедленно поутру первосвященники со старейшинами и книжниками и весь синедрион составили совещание и, связав Иисуса, отвели и предали Пилату.

2 Пилат спросил Его: Ты Царь Иудейский? Он же сказал ему в ответ: ты говоришь.

3 И первосвященники обвиняли Его во многом.

4 Пилат же опять спросил Его: Ты ничего не отвечаешь? видишь, как много против Тебя обвинений.

5 Но Иисус и на это ничего не отвечал, так что Пилат дивился.

6 На всякий же праздник отпускал он им одного узника, о котором просили.

7 Тогда был в узах некто, по имени Варавва, со своими сообщниками, которые во время мятежа сделали убийство.

8 И народ начал кричать и просить Пилата о том, что он всегда делал для них.

9 Он сказал им в ответ: хотите ли, отпущу вам Царя Иудейского?

10 Ибо знал, что первосвященники предали Его из зависти.

11 Но первосвященники возбудили народ просить, чтобы отпустил им лучше Варавву.

12 Пилат, отвечая, опять сказал им: что же хотите, чтобы я сделал с Тем, Которого вы называете Царем Иудейским?

13 Они опять закричали: распни Его.

14 Пилат сказал им: какое же зло сделал Он? Но они еще сильнее закричали: распни Его.

15 Тогда Пилат, желая сделать угодное народу, отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие.

16 А воины отвели Его внутрь двора, то есть в преторию, и собрали весь полк,

Хохот. (Радуйся, царю иудейский). Художник И. Н. Крамской 1870 — 1880 гг.

17 и одели Его в багряницу, и, сплетши терновый венец, возложили на Него;

18 и начали приветствовать Его: радуйся, Царь Иудейский!

19 И били Его по голове тростью, и плевали на Него, и, становясь на колени, кланялись Ему.


Страдания Иисуса Христа. Художник Ю. Ш фон КАРОЛЬСФЕЛЬД

20 Когда же насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, одели Его в собственные одежды Его и повели Его, чтобы распять Его.

21 И заставили проходящего некоего Киринеянина Симона, отца Александрова и Руфова, идущего с поля, нести крест Его.

22 И привели Его на место Голгофу, что значит: Лобное место.


Путь на Голгофу. Художник Дуччо ди Буонинсенья 1308-1311 гг.

23 И давали Ему пить вино со смирною; но Он не принял.

24 Распявшие Его делили одежды Его, бросая жребий, кому что взять.

25 Был час третий, и распяли Его.

26 И была надпись вины Его: Царь Иудейский.

27 С Ним распяли двух разбойников, одного по правую, а другого по левую сторону Его.

28 И сбылось слово Писания: и к злодеям причтен.

29 Проходящие злословили Его, кивая головами своими и говоря: э! разрушающий храм, и в три дня созидающий!

30 спаси Себя Самого и сойди со креста.

31 Подобно и первосвященники с книжниками, насмехаясь, говорили друг другу: других спасал, а Себя не может спасти.

32 Христос, Царь Израилев, пусть сойдет теперь с креста, чтобы мы видели, и уверуем. И распятые с Ним поносили Его.

Симон из Кирены принимает крест Иисуса. Художник Г. Доре

33 В шестом же часу настала тьма по всей земле и продолжалась до часа девятого.

34 В девятом часу возопил Иисус громким голосом: Элои! Элои! ламма савахфани? – что значит: Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?

35 Некоторые из стоявших тут, услышав, говорили: вот, Илию зовет.

36 А один побежал, наполнил губку уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить, говоря: постойте, посмотрим, придет ли Илия снять Его.

37 Иисус же, возгласив громко, испустил дух.

Вид с креста. Художник Джеймс Тиссо 1886-1894 гг.

38 И завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу.

39 Сотник, стоявший напротив Его, увидев, что Он, так возгласив, испустил дух, сказал: истинно Человек Сей был Сын Божий.

40 Были тут и женщины, которые смотрели издали: между ними была и Мария Магдалина, и Мария, мать Иакова меньшего и Иосии, и Саломия,

41 которые и тогда, как Он был в Галилее, следовали за Ним и служили Ему, и другие многие, вместе с Ним пришедшие в Иерусалим.

42 И как уже настал вечер, – потому что была пятница, то есть день перед субботою, – 43 пришел Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия, осмелился войти к Пилату, и просил тела Иисусова.

44 Пилат удивился, что Он уже умер, и, призвав сотника, спросил его, давно ли умер?

45 И, узнав от сотника, отдал тело Иосифу.

46 Он, купив плащаницу и сняв Его, обвил плащаницею, и положил Его во гробе, который был высечен в скале, и привалил камень к двери гроба.

47 Мария же Магдалина и Мария Иосиева смотрели, где Его полагали.

Похороны Иисуса (снятие с креста). Художник Г. Доре

35 И, отойдя немного, пал на землю и молился, чтобы, если возможно, миновал Его час сей; 36 и говорил: Авва Отче! всё возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты.

37 Возвращается и находит их спящими, и говорит Петру: Симон! ты спишь? не мог ты бодрствовать один час? 38 Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна.

39 И, опять отойдя, молился, сказав то же слово. 40 И, возвратившись, опять нашел их спящими, ибо глаза у них отяжелели, и они не знали, что Ему отвечать.

41 И приходит в третий раз и говорит им: вы всё еще спите и почиваете? Кончено, пришел час: вот, предается Сын Человеческий в руки грешников. 42 Встаньте, пойдем; вот, приблизился предающий Меня.

43 И тотчас, как Он еще говорил, приходит Иуда, один из двенадцати, и с ним множество народа с мечами и кольями, от первосвященников и книжников и старейшин. 44 Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его и ведите осторожно.

45 И, придя, тотчас подошел к Нему и говорит: Равви! Равви! и поцеловал Его.

46 А они возложили на Него руки свои и взяли Его. 47 Один же из стоявших тут извлек меч, ударил раба первосвященникова и отсек ему ухо.

48 Тогда Иисус сказал им: как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями, чтобы взять Меня. 49 Каждый день бывал Я с вами в храме и учил, и вы не брали Меня. Но да сбудутся Писания.

50 Тогда, оставив Его, все бежали.

51 Один юноша, завернувшись по нагому телу в покрывало, следовал за Ним; и воины схватили его. 52 Но он, оставив покрывало, нагой убежал от них.

53 И привели Иисуса к первосвященнику; и собрались к нему все первосвященники и старейшины и книжники. 54 Петр издали следовал за Ним, даже внутрь двора первосвященникова; и сидел со служителями, и грелся у огня.

55 Первосвященники же и весь синедрион искали свидетельства на Иисуса, чтобы предать Его смерти; и не находили. 56 Ибо многие лжесвидетельствовали на Него, но свидетельства сии не были достаточны.

57 И некоторые, встав, лжесвидетельствовали против Него и говорили: 58 мы слышали, как Он говорил: Я разрушу храм сей рукотворенный, и через три дня воздвигну другой, нерукотворенный. 59 Но и такое свидетельство их не было достаточно.

60 Тогда первосвященник стал посреди и спросил Иисуса: что Ты ничего не отвечаешь? что они против Тебя свидетельствуют? 61 Но Он молчал и не отвечал ничего.

Опять первосвященник спросил Его и сказал Ему: Ты ли Христос, Сын Благословенного?

62 Иисус сказал: Я; и вы узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных.

63 Тогда первосвященник, разодрав одежды свои, сказал: на что еще нам свидетелей? 64 Вы слышали богохульство; как вам кажется?

Они же все признали Его повинным смерти.

65 И некоторые начали плевать на Него и, закрывая Ему лице, ударять Его и говорить Ему: прореки. И слуги били Его по ланитам.

66 Когда Петр был на дворе внизу, пришла одна из служанок первосвященника 67 и, увидев Петра греющегося и всмотревшись в него, сказала: и ты был с Иисусом Назарянином.

68 Но он отрекся, сказав: не знаю и не понимаю, что ты говоришь. И вышел вон на передний двор; и запел петух.

69 Служанка, увидев его опять, начала говорить стоявшим тут: этот из них. 70 Он опять отрекся. Спустя немного, стоявшие тут опять стали говорить Петру: точно ты из них; ибо ты Галилеянин, и наречие твое сходно.

71 Он же начал клясться и божиться: не знаю Человека Сего, о Котором говорите.

72 Тогда петух запел во второй раз. И вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: прежде нежели петух пропоет дважды, трижды отречешься от Меня; и начал плакать.

15:1 Немедленно поутру первосвященники со старейшинами и книжниками и весь синедрион составили совещание и, связав Иисуса, отвели и предали Пилату.
Синедрион торопился, чтобы избавиться от Христа до праздника Пасхи.
Хотя синедрион обладал правом вынесения смертного приговора, он не вправе был приводить его в исполнение. А потому осужденный синедрионом должен был предстать перед римской властью (от Иоан. 18:31).
Прокуратор же Иудеи, Понтий Пилат, имел право или утвердить или отменить приговор синедриона (от Иоан. 19:10).

Для того, чтобы приговор синедриона на смертную казнь был утверждён римским судом, синедрион, выступающий в качестве обвинителя, должен был бы доказать, что Иисус нарушил римский закон. (богохульство, как помним (Mapк 14:64) не впечатлило бы прокуратора, ибо не нарушало римский закон). Синедрион вынужден был изменить формулировку обвинения, устраивающую их - на такую, чтобы она устроила бы и Понтия Пилата, от которого они ожидали подтверждения смертного приговора.

15:2 Пилат спросил Его: Ты Царь Иудейский?
Из вопроса Пилата ясно, что речь при формулировании преступления Христа имела отношение к обвинению его в политическом преступлении: любой, кто выдвигает свою кандидатуру на царский престол в Иудее - противник кесарю. Только это «преступление» могло возыметь действие на прокуратора Понтия, представлявшего здесь царствование Рима: если бы это было так на самом деле, то Пилату бы угрожала опасность от мятежа, поэтому пройти мимо такого серьёзного обвинения он бы не смог. На это и рассчитывали религиозные руководители Иудеи.

Однако Пилат не поверил иудеям: так, как вёл себя Иисус Христос - мятежники, желающие занять царский престол, себя не ведут. Поэтому он и решил уточнить, неужели на самом деле Иисус желает воссесть на престол Иудеи?

Он же сказал ему в ответ: ты говоришь.
Или: «это ты говоришь, что я царь Иудейский». Иисус не собирался поднимать мятеж и занимать престол Иудеи. (от Иоанн 18:33-37). Для Понтия Пилата это означало, что виновный не признал ту свою вину, в которой его обвинял синедрион.

15:3-5 И первосвященники обвиняли Его во многом.
4 Пилат же опять спросил Его: Ты ничего не отвечаешь? видишь, как много против Тебя обвинений.
5 Но Иисус и на это ничего не отвечал, так что Пилат дивился.
Как видим, множество обвинений на Христа - а он не оправдывается, не пытается защищаться: это удивило Пилата, ведь ему, как верховному правителю над Иудеей в тот момент, предстояло принять решение, выносить смертный приговор этом обвиняемому или нет. На преступника, достойного смерти, этот человек не был похож.

Или, может, Христу всё равно, ЧТО о нём думает Пилат с обвинителями? Похоже, что ему было всё равно. Иисус был обеспокоен лишь тем, чтобы Бог остался им доволен.
А если Бог недоволен - то не имеет значения, насколько хорошо будут о нём думать люди.

Для того, чтобы вести себя так мужественно пред лицом верховного правителя и не слишком беспокоиться о своей репутации в глазах человеческих – нужно иметь твёрдую уверенность в том, что Бог твои действия одобряет . При помощи силы Божьей возможно пренебречь славой человеческой настолько, чтобы реагировать на все обвинения так, как реагировал на них Христос: никакого раздражения или досады, одна лишь усталость от жизни и человеческого общества. И всё.

15:6-9 На всякий же праздник отпускал он им одного узника, о котором просили.
7 Тогда был в узах [некто], по имени Варавва, со своими сообщниками, которые во время мятежа сделали убийство.
8 И народ начал кричать и просить [Пилата] о том, что он всегда делал для них.
9 Он сказал им в ответ: хотите ли, отпущу вам Царя Иудейского?
Пилат продолжал напоминать иудеям о том, что Иисус - не разбойник, а, по мнению их же руководителей - царь Иудеи, побуждая их этим к размышлению над абсурдностью просьбы убить своего же царя.
Этим Пилат не упустил возможность выказать пренебрежение к вождям Иудеи, якобы из лояльности к кесарю отвергающих претендента на царский престол Иудеи. Но он понимал, что их лояльность к кесарю - совсем ни при чём.

15:10 Ибо знал, что первосвященники предали Его из зависти.
Как видим, Пилат догадывался об истинных мотивах первосвященников: беспокойство о благополучии власти кесаря - тут совсем ни при чём, Иисус ненавистен им совсем по другой причине. Понтий Пилат не мог не услышать о великих способностях Иисуса, потому и определил, что религиозными вождями движет на самом деле примитивная зависть к растущей популярности Христа: они не о кесаре, а о себе беспокоились, о том, чтобы слава Иисуса не затмила их славу как вождей Божьего народа того времени.
Однако даже правильные выводы Пилата ни к чему не привели: в конечном итоге, он и сам беспокоился о себе и своём спокойствии гораздо больше, чем о возможности соблюсти справедливый суд.

15:11 Но первосвященники возбудили народ [просить], чтобы отпустил им лучше Варавву. Удивительное свойство массового психоза толпы сработало и в этот раз: несколько дней назад всей гурьбой дружно и счастливо они клали пальмовые ветви под ноги идущему Христу-царю, а сегодня - готовы его растерзать в угоду своим вождям.
Воистину, боязнь пред людьми (общественным мнением) ставит сеть: настолько слаб человек, у которого мало веры, что собственное мнение он предпочитает сравнять с мнением большинства (Пр.29:25). Вот почему духовность народа в целом - всегда зависит от духовности лидеров: куда направляют «течение» начальствующие, туда и «текут» все подчинённые.

15:12,13 Пилат, отвечая, опять сказал им: что же хотите, чтобы я сделал с Тем, Которого вы называете Царем Иудейским?
13 Они опять закричали: распни Его.
Ещё одна попытка одновременно спасти Иисуса и показать иудеям, насколько же они неразумны: называют Иисуса царём Иудеи, и в то же время - своего царя желают убить.

15:14 Пилат сказал им: какое же зло сделал Он? Но они еще сильнее закричали: распни Его.
На правомерный вопрос: «за что?» - вместо ответа в таких случаях следует крик безумцев. Или копьё метнётся (1 Цар.20:32,33). Так всегда бывает, если нечего ответить на справедливый вопрос, раскрывающий какое-либо безумие запланированного поступка.

15:15 Тогда Пилат, желая сделать угодное народу, отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие.
Хотя Пилат и не считал Иисуса, достойным наказания смертью, однако руководствовался не требованиями справедливости, а политическими соображениями и личным интересом: пойди он против воли народа - даст повод для жалоб императору Тиберию и место его под солнцем – угрожающе пошатнётся (Иоан. 19:12).
Не желая рисковать своим положением, Пилат принял решение угодить воле безумного большинства.
Так убийца был выпущен на свободу, а сын Божий - приговорён к смертной казни.

15:16-20 А воины отвели Его внутрь двора, то есть в преторию, и собрали весь полк,
17 и одели Его в багряницу, и, сплетши терновый венец, возложили на Него;
18 и начали приветствовать Его: радуйся, Царь Иудейский!
19 И били Его по голове тростью, и плевали на Него, и, становясь на колени, кланялись Ему.
20Когда же насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, одели Его в собственные одежды Его и повели Его, чтобы распять Его.
Размышления над тем, какие глумления и издевательства от грешников пришлось перенести Христу ради того, чтобы грешники же имели возможность приблизиться к Богу - вынуждают прийти к выводу, что эта милость для человечества очень дорого стоила и ему, и его Отцу.
Как ему, так и Богу, пославшему Христа Своего, пришлось заплатить высокую цену для того, чтобы подарить нам прощение грехов и жизнь вечную в раю.

Часто слышны размышления о том, что Иуда и первосвященники очень дёшево оценили Христа, в цену обыкновенного раба, в результате чего - масса справедливого негодования по этому поводу со стороны размышляющих.
Однако, можно «посчитать», во сколько каждый из нас оценивает жизнь Иисуса Христа и кровь его. Как?
Известно, что любой грех ведёт к смерти, и искупается не иначе, как кровью Христа. И мы понимаем: для того, чтобы оправдаться перед Богом за каждый наш неправедный поступок, нам надо «зачерпнуть» крови Христа и «омыться» ею.
Если проанализировать наши согрешения, то можно «вычислить», за что мы готовы каждый раз «проливать» эту кровь и узнать, стремимся ли мы изо всех сил терпеть и переносить испытания сами, чтобы как можно меньше этой священной крови «потратить» на себя? Или нам удобнее хотеть, чтобы Христос за наши согрешения каждый раз «кровь свою расходовал» для нашего очищения - из любви к нам?
Можно выяснить, что мы этой «кровью» готовы покрыть - то, что в немощи совершили, или планируем путь Божий для себя «расширить» при помощи «крови» Христа, чтобы не терпеть трудности из-за попыток соблюсти нормы Божии, а согрешать и отмываться «кровью» Христовой?
Эти размышления помогут увидеть, во сколько же мы оцениваем жертву Христову и насколько она свята для нас.

Прежде, чем на милость Божию полагаться при желании согрешить - задумайтесь, отдали бы вы сына своего в жертву для того, чтобы кто-то мог лучше жизнь в этом мире устроить за счёт приспособленчества и нарушений праведных принципов? За то, например, что кому-то не хочется платить налоги, выполнять свои обещания или трудиться своими руками?
И тогда возможно понять, что все наши грехи стоят не более «30 серебряников». И что каждый раз, когда мы выбираем путь согрешений, оправдываясь своей немощью и полагаясь на милосердие Божие и искупление Христово, то так же, как и Иуда, «продаём» Христа очень дёшево.

15:21 И заставили проходящего некоего Киринеянина Симона, отца Александрова и Руфова, идущего с поля, нести крест Его.
Симон Кирениянин был уроженцем Кирина, большого прибрежного города в Северной Африке, где имелась значительная еврейская колония (см. Деян. 2:10). Возможно, он переселился в Иерусалим или, что более вероятно, пришел туда на праздник Пасхи

Александрова и Руфова . Сыновья Симона были членами той христианской общины (вероятно, римской, ср. Рим. 16:13), для которой Марк писал свое Евангелие.

(Женевская )
Обычно осуждённый к должен был сам нести поперечную балку от столба к месту казни (вес её около 50 кг). Сначала Иисус нёс свою ношу сам (см. Иоан. 19:17). Но он настолько ослабел от побоев, что смог донести его только до городских ворот. Солдаты заставили первого встречного, попавшегося на пути Христа, помочь нести Христу его ношу.

По сути, Симон Кирениянин исполнил призыв Христа следовать за ним и нести «бремя Христово» - ношу пути Христова, приводящую каждого христианина к трудностям и поруганию из-за отстаивания пути праведности и слова Бога (Марк 8:34, Откр.20:4).

15:22,23 И привели Его на место Голгофу, что значит: Лобное место.
23 И давали Ему пить вино со смирною; но Он не принял. См. также Мтф.27:32-37
Напиток, названный Марком "смирна" - это скисшее вино (уксус) со смолой мирры (имеет вкус горечи желчи или полыни).
На месте казни над Иисусом, наконец, сжалились, как того требовало предписание «милосердия» для палачей (он отказался отпить в этот раз, но отпил её перед смертью, так исполнился Пс.68:22, см. Мтф.27:46-50 ).
Смирна, как считают многие Библеисты – это наркотик для облегчения страданий. Почему Иисус отказался от возможности забыться от смирны и облегчить себе мучения? Он считал, что обязан выстоять до конца, сохраняя здравый рассудок, ибо если рассудок человека помутнён - есть опасность нарушить Божьи принципы. Доверие Богу и осознание своей правоты пред Ним - помогают выдержать самые тяжкие испытания, как показал пример Иисуса Христа.

Поэтому христиане не стремиться утопить страдания от личного «креста Христова» - в современной «смирне» (алкоголе или наркотиках). Но стараются терпеть, будучи в здравом уме и трезвом сознании всё, что выпадет на наш век, не отрекаясь от Бога.

15:24 Распявшие Его делили одежды Его, бросая жребий, кому что взять.
Исполнение пророчества из Псал.21:19

15:25 Был час третий, и распяли Его.
Час третий у Марка – по современному времени 9 часов утра; в шесть часов (совр. 12 часов, полдень) настала тьма, после девятого часа (между совр. 15 и 17 часами) он умер, как и должно было погибать пасхальному агнцу, в период у иудеев, называемый «между вечерами» (Марк15:33,34,37)
(смотри таблицу в статье Разногласия между синоптическими Евангелиями и Иоанном в дате Пасхи и распятия Иисуса Христа
Согласно сообщения Иоанна (19:14) решение по смертному приговору выносилось Понтием Пилатом в «шестом часу». Богословы, объясняя это расхождение во времени, считают, что апостол Иоанн пользовался римским (современным) методом отсчёта времени. То есть, Иисуса после ночного допроса привели к Пилату в 6 часов утра, бичеванием и издевательством над Христом, шествием его к месту казни и подготовкой к распятию был заполнен промежуток времени между 6 и 9 часами утра по современному времени.

15:26 И была надпись вины Его: Царь Иудейский.
Традиционно в процедуру распятия входило изготовление специальной таблички с описанием вины осужденного; по-латински эта табличка называлась "титулус" и ее несли перед осужденным к месту казни, а затем прикрепляли.. над головой. Пилат, а не иудеи, настоял на том, чтобы была сделана надпись "Царь Иудейский" (Ин. 19,19-22) (Женевская )

Пилат не верил всерьёз в то, что Иисус - царь иудейский. О своих царях не хлопочут, чтобы их распяли, он это знал. И живут цари в чертогах царских, а не путешествуют по стране, не имея своего дома. Пилат, как мог, высказал своё презрение «праведникам»-иудеям: ведь он знал, что те избавились от него из зависти: какой-то сын плотника, а по всем параметрам превосходит местных авторитетов. Такая надпись, с одной стороны, выставляла иудейских вождей - в глупом свете: все смотрели на надпись и думали над тем, как это иудеи казнили своего же царя. С другой - напоминала самим иудеям о низости их поступка.

15:27,28 С Ним распяли двух разбойников, одного по правую, а другого по левую [сторону] Его.
28 И сбылось слово Писания: и к злодеям причтен.
Иисус умер без почестей, не как посланник Божий, а с репутацией грешника - богохульника, его приравняли к злодеям. И все думали, что он ничем не отличается от разбойников. Можно себе представить, какие чувства мог испытывать Христос Божий, умирая как богохульник в то время, как он пришёл на Землю с целью прославить Бога.

15:29-32 Проходящие злословили Его, кивая головами своими и говоря: э! разрушающий храм, и в три дня созидающий!
30 спаси Себя Самого и сойди со креста.
31 Подобно и первосвященники с книжниками, насмехаясь, говорили друг другу: других спасал, а Себя не может спасти.
32 Христос, Царь Израилев, пусть сойдет теперь с креста, чтобы мы видели, и уверуем. И распятые с Ним поносили Его.
Римляне и иудеи во главе со своими вождями не переставали глумиться над Иисусом даже в последние минуты его жизни. Даже истерзанный и пригвождённый к деревяшке, умирающий и истекающий кровью Иисус не вызывал у этих людей ни жалости, ни сострадания.
А он понимал, что умирает ради того, чтобы они и подобные им имели возможность в будущем осознать, насколько милостив к ним Бог и насколько они неправы, поступая так жестоко и немилосердно с Христом Божиим.
Все, кто сегодня отрекается от Христа, выбирая жизнь по своим прихотям и согрешая против Бога - тоже «глумятся» над Христом, пролившим свою кровь за каждого из них. И суд на таких «козлов» - давно готов (Мт ф.25:3341-46)

15:33,34 В шестом же часу настала тьма по всей земле и [продолжалась] до часа девятого.
34 В девятом часу возопил Иисус громким голосом: Элои! Элои! ламма савахфани? - что значит: Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?
В 12 часов по современному времени насупила тьма, символически показавшая, что Иерусалим Божий в этот момент полностью поглощён кромешной духовной тьмой.
После 15 часов – Иисус взмолился в последний раз перед смертью (См.15:25).
Как видим, в какой-то момент Иисусом овладело отчаяние:
ему показалось, что Бог совсем оставил его, и это могло для него означать, что он сделал что-то неправильно. Эти мысли отягощали ещё больше тяжесть его страданий. Однако Бог не оставлял Иисуса: духовная связь с ним не прерывалась, Он просто не имел права облегчать страданий Своему сыну потому, что в этом случае жертва Христа оказалась бы «неполноценной» . Иисус должен быть испить полную чашу земных «прелестей» для того, чтобы навыком понять, что могут чувствовать люди, которым ему предстояло помогать в становлении христианами - после своего воскресения.

15:35 -36 Некоторые из стоявших тут, услышав, говорили: вот, Илию зовет.
36 А один побежал, наполнил губку уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить, говоря: постойте, посмотрим, придет ли Илия снять Его.
В последние минуты жизни Христа люди всё ещё суетились в желании поглумиться над ним, они не понимали ни чаяний его, ни смысла происходящего, они желали продлить его агонию ради личного любопытства.

15:37 Иисус же, возгласив громко, испустил дух.
Испустил дух
- означает, что дыхание его прекратилось, люди, умирая, испускают последний выдох как следствие расслабления органов дыхания.

15:38 И завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу.
О значении разрыва завесы в храме - см. подробно разбор Мтф.27:51
Разрыв завесы, отделяющий в храме Святое-Святых, показал иудеям, что отныне путь к Богу - открыт для искупленных Христом.

15:39 Сотник, стоявший напротив Его, увидев, что Он, так возгласив, испустил дух, сказал: истинно Человек Сей был Сын Божий.
Сотник, наблюдая за странными явлениями, по землетрясению и тьме понял, что происходит нечто необычное. Наблюдение за происходящим и размышление помогло ему прийти к правильному выводу (Мтф. 27:54)

15:40,41 Были [тут] и женщины, которые смотрели издали: между ними была и Мария Магдалина, и Мария, мать Иакова меньшего и Иосии, и Саломия,
41 которые и тогда, как Он был в Галилее, следовали за Ним и служили Ему, и другие многие, вместе с Ним пришедшие в Иерусалим.
Страшно даже представить себе, что могли чувствовать те, кто верил ему, но ничем не могли помочь и никак не могли облегчить его страданий. Эти женщины, когда Иисус был в Галилее, возможно следовали за ним и служили ему и его ученикам, заботясь об их материальных нуждах (Луки. 8:1-3)

15:42 И как уже настал вечер,
В Иудее вечер первый наступал сразу после полудня, вечер второй – после захода солнца (после 18 часов в современном отсчёте времени). Иисус умер в период между этими двумя вечерами, где-то между 15 и 17 часами по совр. отсчёту. Потому и сказал Марк, что наступил вечер.

- потому что была пятница, то есть [день] перед субботою, -
Марк показывает, что Иисус умер в пятницу, перед наступлением субботы. То есть, до 18 часов (после захода солнца, в 18 часов наступала уже суббота). (см. Марк.15:25)

15:43-45 пришел Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия, осмелился войти к Пилату, и просил тела Иисусова.
44 Пилат удивился, что Он уже умер, и, призвав сотника, спросил его, давно ли умер?
45 И, узнав от сотника, отдал тело Иосифу.
Тела распятых по римскому закону можно было выдавать только с разрешения римского магистрата: Пилат удостоверился от сотника в том, что Иисус так быстро умер и разрешил Иосифу похоронить его.
Иосиф был иудеем и понимал, что нужно успеть похоронить Христа до наступления субботы, то есть, до 18 часов пятницы. (напоминаем, сутки в Иудее считались с вечера до вечера)

Хотя Иосиф, будучи членом Синедриона, жил в Иерусалиме - родом он был из Аримафеи, селения, находившегося в 30-40 километрах на северо-запад от Иерусалима. Он был богат (Мат. 27:57) и знаменит в Синедрионе. Он не одобрил решения предать Иисуса смерти и в этом "деле их" не участвовал (Луки 23:51).
Марк пишет об Иосифе, что он и сам ожидал Царствия Божия, из чего следует, что, оставаясь фарисеем, Иосиф, тем не менее, не перенял «закваску фарисейскую». Он верил, что Иисус –это Мессия, и был Его тайным учеником (Иоан. 19:38).

15:46 Он, купив плащаницу и сняв Его, обвил плащаницею, и положил Его во гробе, который был высечен в скале, и привалил камень к двери гроба.
Совершив спешно минимум процедур, предназначавшихся для умершего, Иосиф положил тело Иисуса в новой гробнице, высеченной в скале. Камень в качестве двери по желобу спускали сверху вниз так, чтобы он плотно прилегал к гробнице, наглухо запирая вход. Вот почему, когда камень был отвален в понедельник – все удивились: силой человеческих рук это сделать было невозможно.

15:47 Мария же Магдалина и Мария Иосиева смотрели, где Его полагали.
Иосифу, скорее всего, помогали ученики Христа, иначе он не справился бы один до наступления субботы, ведь в его распоряжении было каких-нибудь два часа (с 16 до 18).
Помогал им и пришедший с благовониями Никодим, тоже член Синедриона (Иоан. 19:39-40), и женщины, запоминавшие, куда его положили: им предстояло закончить ряд процедур над телом умершего после субботы.